Школьники захотели прочесть Гоголя
В стенах Волгоградского ТЮЗа завершился 2-й Всероссийский театральный фестиваль «Эй, ты, здравствуй!». Свои работы представили театры Екатеринбурга, Мытищ, Кемерово, Санкт-Петербурга.
При полном аншлаге прошла комедия «Ревизор» в исполнении Екатеринбургского «Коляда-театра». Волгоградские VIP-персоны, пожелавшие увидеть творение уральского автора, довольствовались приставными стульями.
«Коляда-театр» – единственный театр в стране, который работает исключительно на самоокупаемости, без государственной поддержки и вливаний спонсоров. Пьесы отца-основателя, Николая Коляды, сегодня идут в театрах Москвы и Западной Европы. Споры вокруг его постановок не утихают.
Вопреки ожиданиям «Ревизор» начался с… женщин в ватниках. Держа в руках металлические ведра, представительницы лапотной России под романс «В лунном сиянье» исполняют некий танец. Действо пьесы разворачивается вокруг песочницы, наполненной землей. Высаживая лук, женщины в ватниках обильно поливают ее. В дальнейшем по этой песочнице на сцене пройдут все герои – и Городничий, и Земляника, и Бобчинский с Добчинским. Все они обуты в галоши: самую удобную обувь для грязи. «К нам едет ревИзор!» – сообщает главный герой. Русский язык изрядно коверкается. «Нужно привести в порядок богоУгодные заведения». Это напоминает современных правителей, у которых с родным языком тоже нелады.
– Желание поставить «Ревизора» возникло после того, как, выбивая помещение для своего театра, я побывал у высокопоставленных чиновников, – признался Николай Коляда на встрече со зрителями, состоявшейся сразу после спектакля. – С позапрошлого века в России ничего не изменилось.
– Почему в вашей постановке герои все время держат два пальца вверх, что означает «победа»? – спрашивали зрители.
– Это тоже характерная черта российского чиновничества, – ответил режиссер. – Даже находясь в грязи по самые локти, они считают себя победителями.
Убранства героев не блещут роскошью, характерной для провинциальной элиты. На Городничем накидка с блестками, его жена Анна Андреевна с дочерью Марьей Антоновной щеголяют в ватниках. И лишь перед высоким гостем принаряжаются, надев поверх ватников белые кружевные воротники.
Будучи на самоокупаемости, «Коляда-театр» вынужден экономить на реквизите. Костюмы здесь создают по принципу «голь на выдумки хитра». Именно этой накидкой с блестками и ватниками артисты хотели подчеркнуть сущность провинциального городка, истинное его нутро. Нужно сказать, это им удалось.
Хлестаков в исполнении молодого, но уже успевшего получить звание заслуженного артиста России Олега Ягодина, тоже производит неизгладимое впечатление. Тощенький, невзрачный герой с татуировками радикально преображается в значительного человека, когда осознает, что его приняли за высокого гостя.
– Своей работой мы хотели показать, что в театральном творчестве возможны разные направления, – сказал Николай Коляда. – Есть академические театры, но на многие их постановки ходят в основном почтенные бабушки. Недавно мы показывали «Ревизора» в Благовещенске. На спектакль пришли старшеклассники и учителя. Мы играли выкладываясь. Но реакция педагогов была сдержанной. А молодежь горячо аплодировала. После к нам подходили эти школьники и говорили, что лишь после нашей игры им захотелось прочесть Гоголя. Зато известная актриса, ныне ушедшая в религию и монашество, посмотрев, сказала, что мы – бесы, и она сходит в церковь, чтобы поставить за нас свечку. Коль мы задеваем зрителей за живое, значит, работаем не зря.
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2007-04-26
|