Научите нас дружить!
– Одна из преподавателей предложила поучаствовать в освещении социальных проблем нашего общества, – рассказывает Надежда Щеглова, студентка 2-го курса ВолГУ.
– Каких именно – не уточнила, просто дала телефон. Мы думали, что нужны журналисты. Но оказалось, что ЮНЕСКО приглашало студентов для участия в проекте «Молодежь в действии». Он подразумевал помощь детям в адаптации к современной жизни. Мы же решили, что прямое включение в созданную тобой программу не только интереснее, но и эффективнее. И потому начали общаться с детьми лично.
...Отправляясь в детдом, я рассчитывала увидеть полуразрушенное здание, населенное худенькими ребятишками с погасшими глазами. Но оказалось, что детский дом № 2 больше похож на хороший садик, в котором звучит смех, повсюду заметна беспрерывная возня. Здесь живут обычные дети! Когда мы с ними познакомились, стало ясно, что ко всем взрослым или почти таковым они настроены заранее положительно: ловят каждое слово, согласны на исполнение любого предложенного тобой. Но так было в первый раз. Когда же мы снова пришли к своим маленьким знакомым, их поведение несколько изменилось. Безусловно, они по-прежнему были рады нас видеть, но... начались обиды. Каждый из них, как только мог, сражался за наше внимание, за возможность выбрать картинку с написанным на ее обратной стороне названием игры, за право быть ведущим, даже за сидение на высоком стуле... Конечно же, такая борьба сопровождалась не только «ласкательными» обращениями типа «урод», «дура», но и пинками, подзатыльниками. Мы в меру своих возможностей старались объяснить, что так говорить и поступать нехорошо.
Однако каково же было наше удивление, когда при разборе встречи с местным психологом она сказала, что подобное поведение лишь для нас неприемлемо, а для местных детишек – норма. Они же недолюбленные, эмоционально неустойчивые, четких представлений о человеческих качествах не имеют. Куда уж им на должном уровне общаться? Ведь это не обычные дети, и должной отдачи от них если и можно добиться, то крайне нескоро.
И это говорит нам психолог?! От таких заявлений становится неприятно: мы, даже со своим незначительным жизненным опытом, понимаем, что этим детям не хватает внимания и понимания, а отсюда все проблемы. В первую очередь им надо помочь разобраться с собой, ощутить себя частью коллектива, осознать невраждебный настрой окружающего мира. Мальчик или девочка, сидящий на соседнем стуле, – по крайней мере, товарищ, а не конкурент за внимание взрослых. Помощь в осознании этого мы и планируем теперь оказать. Ведь всякими играми эти дети чуть ли не перекормлены, а вот теплого общения у них маловато. В следующую нашу встречу мы будем читать рассказик про друзей, вместе выявлять положительные и отрицательные качества героев – заносить их в таблицу с графами «хорошо» и «плохо», а потом играть, основываясь на этом материале. Надеюсь, тренинг нам удастся. Ведь наше твердое решение – научить этих детишек дружить.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-03-22
|