|
|
Подготовительные курсы в вузы.
Виды и результат
Подготовительные курсы разной продолжительности существуют практически при всех вузах.
По статистике, в институт поступают от 60 до 80% выпускников подготовительных курсов государственных вузов. А среди тех, кто отучился на курсах негосударственных вузов, этот процент даже выше.
В советское время на подготовительные курсы шли ради тренировки перед экзаменами. Но с середины 1990-х годов довузовская подготовка стала статьей доходов государственных вузов. По оценкам экспертов, сейчас таким образом обеспечивается около 30–40% внебюджетных доходов (или 10–15% от общего бюджета) вузов.
Формально окончившие подготовительные курсы абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз на равных с другими основаниях. Но реально в случае «полупроходного» балла предпочтение, скорее всего, будет отдано тому, кто посещал подготовительные курсы данного вуза. Ведь сам факт обучения на курсах свидетельствует о том, что абитуриент заранее выбрал вуз и целенаправленно стремился именно в него.
Преимущества обучения на курсах:
– Непосредственные неформальные контакты с преподавателями позволяют слушателям курсов убедиться в правильности ранее принятых решений. Абитуриентам же, которые испытывают сомнения или колебания, курсы помогают сориентироваться и сделать окончательный выбор профессии.
– Обучение на курсах – это психологическая адаптация к будущей более высокой ступени образования за счет использования вузовских форм учебных занятий (лекции, семинары, коллоквиумы и
т. п.), рейтинговой системы контроля текущих и итоговых знаний, более высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин. И даже стены вузовских аудиторий играют роль!
– Даже для тех учащихся, которые успешно заканчивают школу, необходим определенный запас (и даже «продвинутость») знаний по профильным дисциплинам. Программы этих учебных дисциплин, преподаваемых на подготовительных курсах, как раз и обеспечивают «продвинутые» знания.
– В некоторых вузах слушателям курсов дают возможность сдать ранние вступительные экзамены, и если они сданы успешно – абитуриент участвует в конкурсе на зачисление в число студентов. А кто «пролетит», имеет шанс сдать вступительные экзамены на общих основаниях, в общем потоке абитуриентов.
В большем выигрыше, конечно, те, кто уже заканчивает обучение на долгосрочных курсах, начав его в сентябре-октябре. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные от двух до шести раз в неделю.
Но и краткосрочные курсы – от 1 до 4 месяцев – приносят большую пользу. Это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку (например, благодаря репетиторам) и хочет сконцентрироваться на знаниях, которые нужно будет продемонстрировать на вступительных экзаменах. Занятия обычно проходят 3–4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне. Таким образом, полученные знания не успевают забыться до поступления.
При многих вузах существуют специальные интенсивные курсы продолжительностью 10–15 дней. Такие курсы проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне-июле). Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель – «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института. Большой плюс данных курсов – разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.
По форме курсы бывают очными и заочными.
Заочная форма предназначена в первую очередь для жителей регионов. Она позволяет абитуриентам готовиться к поступлению в вузы других городов на расстоянии. Заочными бывают в основном долгосрочные курсы. Комплект учебных пособий и учебные задания высылаются по почте, а обучающиеся отправляют обратно выполненные контрольные работы, которые затем проверяют преподаватели. Они исправляют ошибки и дают рекомендации, на что обратить внимание. Но занятия на заочных курсах, как и индивидуальные, требуют наличия определенных черт характера, в первую очередь самодисциплины, поэтому заканчивают их далеко не все начавшие.
Большое распространение получили сегодня курсы дистанционные. Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что все общение происходит с помощью компьютеров и Интернета.
МИНУСЫ курсов
1. Обучение на курсах групповое, об индивидуальном подходе речи нет, и эффективность занятий часто оставляет желать лучшего.
2. На курсах не обучают с азов, а только помогают углублять имеющиеся знания.
3. Никаких формальных льгот при поступлении у окончивших курсы нет.
4. Затраты на обучение.
И еще один важный, пятый момент: при зачислении в вуз выпускники, закончившие подготовительные курсы, не имеют никаких преимуществ перед абитуриентами, представившими сертификат ЕГЭ, – таков закон.
Стоит ли идти на курсы тем, кто будет сдавать ЕГЭ?
Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования МГУ, считает: «Абитуриентам стоит обратить внимание на заочные подготовительные курсы. Их преимущество – не только доступность для провинциальных старшеклассников, но и необходимость выполнять письменные работы. Часто на ЕГЭ школьники, а потом абитуриенты недобирают баллы из-за неправильного оформления работ. С теми, кто окончил заочные курсы, такого не бывает».
По материалам информационного портала www.ctege.org
Опубликовано: 2007-03-15
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|