Волгоградцы покупаются
на волшебные слова
15 марта считается днем, когда впервые в мировой истории были названы права гражданина на безопасность покупаемых товаров и платных услуг, на получение информации о них и на право быть выслушанным в суде. Правда, это случилось не у нас, а в Америке.
Вечные ученики
Позже к этим потребительским правам, закрепленным в «Билле о правах потребителя», были добавлены еще четыре, признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. С тех пор во всем мире стали праздновать Всемирный день потребителя.
Закон о защите прав потребителей, принятый в нашей стране в 1992 году, сегодня признан самым работающим законом на территории Волгоградской области. Перемены, произошедшие с нами за эти 15 лет, заметны каждому. Ненавязчивый сервис стал пережитком прошлого. У продавцов началась борьба за клиента. Увы, очень скоро мы поняли, что большая наличность в кошельке еще не гарантирует удачной покупки или качественной услуги. А в отношении потребительского образования… можно вспомнить старую добрую песенку: «Спасибо, что конца урокам нет…».
По данным комитета по защите прав потребителей администрации Волгограда, одним из лидеров по количеству жалоб сегодня являются продавцы сотовых телефонов. И добиться справедливости пострадавшим клиентам непросто.
Где находится нофелет?
…Телефон Sony Ericsson, который купила студентка технологического колледжа Наталья Самойлова в магазине «Связной», на углу улиц Коммунистической и Комсомольской, радовал недолго. Через полтора месяца звуковой сигнал совсем исчез. И вместо звонка навороченное чудо издавало лишь вибрирующие звуки. Захватив с собой брошюру с Законом о защите прав потребителей, а также чеки и гарантийный талон, наивная девушка отправилась предъявлять претензии продавцам. Не тут-то было…
– Сначала мы должны отправить ваш телефон на экспертизу в наш сервисный центр, – ледяным тоном произнес старший менеджер салона сотовой связи. – Нужно установить, по чьей вине произошла поломка.
Смекнув, что сервисный центр, находящийся в подчинении самой фирмы, может отнестись к проведению этого мероприятия предвзято, Наталья напомнила статью закона, где говорилось, что потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы.
– Имейте в виду, что наш сервисный центр находится в Ростове-на-Дону, – невозмутимо парировал менеджер. – Если хотите, отправляйтесь туда. Но за свой счет. Или можете провести экспертизу в Волгограде, тоже за свои деньги.
Излить свой гнев на продавцов юная покупательница смогла лишь с помощью жалобной книги. А частный мастер, пообещавший восстановить сигнал телефона, потребовал за ремонт 400 рублей. Студентке, живущей вдали от родителей, это показалось непосильной суммой. Тогда Наталья решила не сдаваться и обратилась за помощью в компетентные инстанции.
– При покупке телефона, как и других дорогостоящих предметов, следовало бы поинтересоваться у продавца, где находятся сервисные центры, которые будут производить ремонт в случае поломки, – прокомментировала ситуацию председатель комитета по защите прав потребителей администрации Волгограда Марина Хаценко. – А присмотревшись к гарантийным талонам, что выдают в салонах фирмы «Связной», покупатели увидят, что сервисные центры находятся в Ростове, Питере, но только не в Волгограде. Нарушений закона здесь нет. Но каждый ли клиент захочет, чтобы его телефон или еще какая-нибудь дорогостоящая вещь ремонтировалась за тридевять земель?
Вскоре выяснилось, что и в этой ситуации самый работающий закон поможет. Только для этого требуются время и нервы.
– Используя право потребителя на судебную защиту, вы можете обратиться с иском к фирме «Связной», – посоветовала Марина Хаценко. – И тогда суд обяжет продавца за свой счет провести экспертизу в одном из независимых центров Волгограда.
Конфликт с солидной фирмой решился неожиданно просто. Последовав совету соседки по комнате в общежитии, Наталья вытащила SIM-карту, тщательно протерла ее. И случилось чудо! Телефон зазвонил. Безо всяких мастеров, экспертиз и сервисных центров.
Из всего случившегося Наталья, разумеется, извлекла урок: выбирая продавца, нельзя поддаваться на заманчивую рекламу. Лучше расспросить у него, где находится сервисный центр.
Заслужи спасибо!
Солидные фирмы не дремлют. И в борьбе за клиента придумывают все новые способы сравнительно честного отъема денег у населения. Особенно хорошо это удается торговцам оргтехникой и сложными бытовыми приборами. «Неприлично низкие цены», «Две микроволновые печи по цене одной». Устоять перед заманчивыми предложениями непросто. Но только в гарантийных талонах «по цене одного» вы вряд ли найдете срок годности. Вместо этого будет проставлено волшебное слово «Подарок». А дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Тому, кто отстоит права в борьбе с бывалым фирмачом, обещан орден. И пока продавцы торгуют по низким ценам, не освоив правил приличия, мы, покупатели, будем вечными учениками. Причем науку эту придется постигать в основном на собственных ошибках. Ведь в законе невозможно прописать всех тонкостей в отношениях продавец – потребитель.
Наталия Пушкарская
Опубликовано: 2007-03-15
|