Ольга Безбородова:
Секретов в педагогике всего три!
Обожаемый многими и, увы, ныне покойный писатель Владислав Крапивин придумал такое звание – «Хранитель детства». По мнению этого советского романтика, Хранители, как и Командоры, случайно на Земле не появляются. Они призваны порой ценою собственной жизни оберегать взрослых и ребят всей Вселенной, что стоят на страже мира и справедливости, от бесконечной взрослой лжи и опасностей.
Мысленно я даже представила, как должен выглядеть знак Хранителя: детские руки, держащие Кристалл – символ Вселенной, Света, Добра, Чистоты и Бесконечности Бытия. И одно непременное условие: чтобы вручали этот знак не взрослые, а дети. Без малейшего нажима старших. И только тем, которые действительно достойны были бы стать воплощенными в реальность крапивинскими Командорами и Хранителями. Представляете, сколь немногим этот знак можно было бы вручить?
Но думаю, что я точно знаю хотя бы одного человека в Волгограде, который, сам того не желая, вписывается в этот шероховатый образ. В ее трудовой книжке – лишь пара записей. И все они касаются работы с детьми. И, окончив филологический факультет, она вот уж почти сорок лет стоит в Волгограде «на охране» детства. А еще точнее – под знаменами чаще других загнанного в угол дополнительного образования. Бескорыстно и бескомпромиссно. И даже сейчас, когда некогда белоснежная и гордая бригантина под названием «Дворец пионеров» или «ГДЮЦ» бессильно опустила паруса, Ольгу Сергеевну Безбородову можно найти только там – в кабинете на втором этаже, где некогда располагался один из самых легендарных кружков нашего города – клуб интернациональной дружбы им. Юлиуса Фучика.
По самым скромным подсчетам, «через руки» Безбородовой за почти сорокалетнюю историю КИДа прошло около трех тысяч ребят. Более того, на сегодня среди «птенцов» Ольги Сергеевны 29 кандидатов наук, 19 докторов наук, а уж сколько «из КИДа» выпорхнуло хороших докторов, историков, педагогов, моряков, экономистов и политиков!
– Я не считаю, что открыла новую Вселенную в педагогике, – предваряя мой вопрос, говорит Ольга Сергеевна. – Первая хитрость заключается в... позиции! Это сила и мудрость дополнительного образования. Образ школьного учителя-предметника примерно таков: учитель – он все знает, он идет по проторенным поколениями дорогам, он стоит на пьедестале всегда над учениками. А значит, какие у ребенка возникают эмоции по отношению к такому учителю? Правильно – что его будут учить, назидать, насаждать и вбивать в голову какую-то информацию. Хочет он того или нет. А это, увы, не всем понравится... А в дополнительном образовании все зиждется на «педагогике сотрудничества». Объясняю на примере. Ребята, мы должны сделать праздник, турнир, форум. Как? Неизвестно! Да, были прецеденты, когда эти же мероприятия выстраивали так-то и так-то, но мы же не хотим повторяться, а значит, должны найти свое решение!
– Ольга Сергеевна, получается, ваша позиция по отношению к КИДовцам совсем не типична для учителя: ребята, решайте задачу, потому что я, ЧЕСТНОЕ СЛОВО, не знаю, как действовать… Так?
– Верно! Самое главное в общении с ребятами – это искренность. Чтобы я в своем НЕУМЕНИИ что-то сделать была искренна. А значит, чтобы чьи-то самые бредовые идейка, словцо или фабулка, которые хоть на сантиметр продвинули нас в нашем творческом поиске, были искренни. И чтобы я хвалила за эту подачу совершенно искренне... И тогда любой ребенок горы для тебя свернет, не то что напишет сценарий к 23 февраля или назубок выучит список городов-побратимов Волгограда. Для иллюстрации вспомню такой случай: КИД должен был подготовить номер к новогоднему концерту. Процесс сочинения шел со скрипом, все мы сворачивали на какие-то банальности или, того хуже, пошлости, но вдруг нас осенила идея «Танца маленьких лошадей», к которой надо было нарисовать лошадей. За это взялся парень, до этого никогда не рисовавший. Более того, изобразил лошадей отменно. Но ценнее всего была эмоция, которая побудила его к эксперименту: «Ольга Сергеевна, я сделал это, потому что не мог видеть, как вы убиваетесь!»
– А как быть с изрядно повышенным интеллектом и любознательностью кидовцев? Какой здесь педагогический приемчик действует?
– Ну, если любому, даже самому покладистому ребенку сказать, дескать, иди заниматься в городской КИД, потому что его ведет тетушка, которая много чего знает, он не воспылает восторгом от такой перспективы. Достали его всезнайки уже в родной школе! Но можно повернуть ситуацию по-другому. «Ребята, нам следует подготовиться к Турниру разноцветных галстуков!». Энтузиазм – ниже среднего. Тогда я начинаю забрасывать «крючки»: почему, скажите мне, венгерский язык ни одни соседи – румыны, сербы, словаки, словенцы, хорваты, немцы, украинцы – не понимают? И тут выясняется действительно интересное: оказывается, «соседей» или «родственников» венгры обнаружили на нашем севере – среди поселений хантов и манси. Об этом «рассказали» наречия всех трех народов. Именно язык современных венгров, а также представителей народов ханты и манси, и, что еще более удивительно, финнов, отнес всех их к одной языковой группе – финноугорской. Сходство обнаружилось не только в названии предметов, но и в менталитете. Предположительно, что ханты, манси, финны и венгры пришли в нынешние места обитания из Северного Китая, скорее всего, из Маньчжурии. Ага, интересно? Зацепило? А уже на эту базу можно «лепить» и дальнейшую венгерскую историю. Теперь уже есть стимул ее учить. Потому что в головах роятся не сухие факты и цифры, а образы, картинки. И как человек эмоциональный любой ребенок задается вопросом: «И чего это они поперлись из Китая куда-то там еще? И сколько их было? И на чем они перемещались? А лошади у них были? А повозки? А...?» В конечном итоге получалось, что в ходе кидовских занятий мы ненавязчиво усваивали страноведение. А значит, в школе кидовцы сразу начинали показывать более глубокие знания по многим гуманитарным предметам – географии, истории, литературе, иностранному языку...
Нельзя ребенку говорить, что он ДОЛЖЕН учиться. Точнее, можно, но это малоэффективно. А вот сделать так, чтобы человечек, которому больше всего хочется побегать, пошалить, поиграть, учился между прочим, играя, вот это главная задача любого настоящего педагога. И тогда все и запоминаться будет, и учиться школьники будут не на пятерки, а на десятки!
– Словом, секретов в педагогике всего три: искренность, хитрые «крючки» и... ?
– И... сладкое чувство уверенности в собственных силах, в умении владеть аудиторией. Но чтобы держать в артистическом и интеллектуальном напряжении, допустим, своих сверстников, надо, во-первых, виртуозно владеть материалом, во-вторых, быть действительно артистом. От последнего ощущения может, честное слово, измениться вся жизнь. Вспомнила случай! Возле меня долгое время «пасся» добрый и милый человечек по имени Сергей Демидов, который сначала был учеником школы № 7, потом – директором МОУ СОШ № 18, а затем и вовсе уехал учительствовать в Бразилию. И когда мы после этого «вояжа» встретились с Сергеем, то он чуть ли не в первую минуту встречи выпалил мне что-то по-бразильски. Я хлопаю глазами, а он заговорщицки спрашивает: «Помните, Ольга Сергеевна?» Я недоуменно качаю головой. А вспомнить я должна была следующее: годах в 1984-1985 к нам в КИД собирались приехать женщины с какого-то международного симпозиума по правам женщин. А в волгоградском КИДе всегда было такое правило: делать небольшие приветственные речи для гостей на их родном языке. И вот 12-летнему Сереже Демидову достается «речь» в честь представительницы прогрессивных женщин с Островов Зеленого Мыса или что-то в этом роде. Словом, я посылаю паренька в общежитие тогдашнего политеха, чтобы ему помог сделать «заготовку» наш знакомый бразильский студент. Все чудесно: написали и отрепетировали с подобающим произношением перед зеркалом. И вот настал долгожданный день, когда к нам прибыли гостьи... Смотрю, а Серега стоит грустный-грустный. Оказывается, эта самая африканка не приехала! А Сережа так готовился! Ничуть не смутившись, я после ребячьих спичей присутствующим женщинам держу речь и говорю, дескать, хоть наша долгожданная гостья с Островов Зеленого Мыса не смогла приехать, но все-таки послушайте приветствие и в честь нее!» Послушали. Долго хлопали. После того случая прошло двадцать лет. А Сережа Демидов, как ни странно, уехал в Бразилию, где с удивлением узнал, что... у него, оказывается, чудесный португальский, не испорченный бразильским. Вот так – всем КИДом напророчили судьбу!
– Я знаю, что Сергей Демидов и многие другие кидовцы до сих пор приходят к вам. Они с удовольствием делятся своими успехами, обидами, невезухами, мечтами...
– Это, наверное, тоже моя педагогическая хитрость. Когда ребенок переступает порог моего кружка, я должна создать пространство, где бы он был важен всякий. Даже немытый, лохматый и конопатый. Более того, самый немытый и лохматый жаждет внимания гораздо сильнее, чем умытый и отглаженный. Но ведь я должна создать ласковое пространство для всех, правильно? И оно начинается с ореола успеха вокруг даже самого маленького детского дела. Сумел нас Вадик сегодня удивить на три копейки – я превозношу Вадика до небес! И Вадик, искупавшись в лучах собственной значимости, будет теперь из кожи вон лезть, чтобы испытыть это чувство еще раз. А потом еще и еще! Поэтому я всегда держала и держу в голове их успехи, удачи, проблемы. И, чтобы быть успешным и авторитетным педагогом, надо по-матерински или по-бабушкински подойти с индивидуальным вопросом к каждому: «А как у тебя с историчкой, наладилось?» или «Ты спрашивал в прошлый раз про фигуры на острове Пасхи? На, я тебе нашла книгу!»
– А что делать, Ольга Сергеевна, если ребенок ну совсем ничем не выделяется?
– А на этот счет у меня есть универсальное средство, которым я, правда, ни разу не пользовалась: «Леша, я тебя сегодня во сне видела!». «Каким, Ольга Сергеевна?» «Не помню подробностей, но у тебя все-все в жизни будет хорошо». «Правда?» «Серьезно!»
– Конечно, в вашей практике были «запущенные педагогические случаи». Как вы справлялись?
– О да! Помню, как привели ко мне парня на перевоспитание – просто гроб с музыкой по фамилии Коньков, которого мы тут же окрестили Лошадкиным. В каждом глазу – по черту. Он делал все, чтобы вывести меня из себя, а я не поддавалась. Думаете, я такая стойкая? Нет, просто я действительно побаивалась, что в противном случае могу не выжить. Физически. И вот однажды после какого-то неудавшегося «прикола» этот самый Лошадкин делится с кем-то из КИДовцев: «Ну, я все делаю, чтобы она меня отругала, а она не реагирует! Что мне делать?» А кто-то из ребят, за что я им безмерно благодарна, и говорит: «Э, Лошадкин, чтобы Ольга Сергеевна тебя отругала – это еще заслужить надо!».
– Если бы не дополнительное образование, то кем бы вы были?
– Увы, в священники не берут женщин, но, думаю, я все же изыскала бы способ стать проповедницей. Ведь мои родственники по линии матери были из духовного сословия. А отец – из казаков. До сих пор в хуторе Первомайский (когда-то он назывался Калмык) Урюпинского района сохранился дом моих дедов, в котором, говорят, сейчас находится почта. Но, увы, мои бабушка и дедушка, прожившие долгие годы в землянке, даже не успели дня пожить в том просторном доме. Грянула революция, и их отправили под Архангельск... История моего рода раскололась на две части – поволжскую и северную... Но это уже совсем другая тема!
Наталья Полякова
Опубликовано: 2007-02-22
|