Наследники Айседоры Дункан приглашают на танец
Каждое воскресенье группа молодых волгоградцев спускается в подвальное помещение на улице КИМ, 14а, где начинаются занятия студии пластического танца самодеятельного театра «Отражение». Вход открыт всем желающим, независимо от уровня спортивной подготовки, весовой категории и прочих параметров, порождающих комплексы неполноценности.
– Танцевать может любой, – уверяет руководитель театра-студии «Отражение» Дина Жукова. – Нужно только научиться, двигаясь под музыку, выразить состояние собственной души. Вот этого-то мы и стараемся добиваться на своих занятиях.
Высший пилотаж
В качестве «весомого» подтверждения о том, что танцевать сможет каждый, 28-летняя Дина Жукова приводит… саму себя. Ее вес 120 килограммов. Такова природная особенность, бороться с которой она считает делом бесполезным. К тому же лишний вес ничуть не мешает ей садиться на шпагат или закружиться в ирландском танце, восхищая окружающих пластикой.
– Склонность к полноте во мне проявилась очень рано, – вспоминает руководитель волгоградского театра-студии «Отражение». – И в пятом классе я стала настоящей толстушкой, к тому же еще и ярко-рыжей. Можете представить, как мне доставалось от сверстников! Меня дразнили: Як-45, кличка такая у меня была.
В общем, поводов для страданий было более чем достаточно, а обращения за помощью к детским психологам еще не были тогда столь популярны.
Перемены, повлиявшие на дальнейшую судьбу, у Дины Жуковой случились в старших классах. Она попала в театр-студию «Другое небо», которым руководила Галина Кириллова. В ту пору там начало развиваться еще одно направление – тот самый пластический танец. Мудрая наставница сумела убедить ученицу, что она сможет создать в танце собственный образ. Главное – танцевать душой, тогда все получится.
– Мне было 14 лет, – рассказывает Дина Жукова. – Трудный возраст, когда только пытаешься определить свое место в жизни. Теперь я точно знаю, что именно занятие
любимым делом позволило не зацикливаться на школьных неудачах, на трудностях в отношениях со сверстниками. Кстати, именно увлечение «на стороне», когда добиваешься каких-то успехов помимо школы, помогло не только мне, но и многим подросткам, которых раньше травили одноклассники, добиться их уважения.
Дина замечала, что занятия пластическими танцами, которых она ждала с нетерпением, развили в ней чувство ритма и стали толчком для дальнейшего творчества. И комплекс неполноценности растворился сам собой.
В середине 1990-х в Волгограде открылся творческий клуб «Фантазия», где было много разных направлений. Дина Жукова пришла сюда и увлеклась клоунадой. Достигла успехов и обрела собственного зрителя.
– Занятия шли на хорошем профессиональном уровне, – вспоминает она. – Нас стали приглашать на городские праздники, в клубы и на домашние торжества.
Увлечение перерастало в профессиональное занятие. Дина Жукова даже решила поступать в Театральную академию Санкт-Петербурга, на актерское отделение. Но выдержать экзамены в столичный вуз не получилось.
– В ту пору провал на экзаменах очень огорчил меня, – вспоминает несостоявшаяся студентка, – а сейчас понимаю, что все к лучшему. Высшее образование можно получить и в родном Волгограде.
Сам себе режиссер
Вернувшись из северной столицы, Дина стала одним из организаторов ролевого движения в Волгограде. Вокруг нее собирались единомышленники, устраивали семейные спектакли, когда каждый из участников может стать актером, режиссером, постановщиком.
Разыгрываются средневековые сцены, литературные пьесы, фантастика. Но о пластическом танце, который помог ей, страдающему подростку, найти себя, Дина никогда не забывала. И полтора года назад одно из заветных мечтаний сбылось.
– Общаясь со своими ровесниками и с теми, кто младше, я вновь убедилась, что танцевать хотят очень многие, – рассказывает Дина Жукова. – Спрашивается, почему не идут в школы бальных, спортивных и прочих танцев, ведь объявления, приглашающие в студии, висят на каждом шагу? Да просто не могут себе этого позволить в силу психологических комплексов, которые взлелеяли в себе с помощью ближайшего окружения. Какой-то девчонке мама говорит, что с такой комплекцией ее в танцевальной студии засмеют. Другая боится, потому что ноги кривые, ей об этом подружки без конца твердят. А третья стесняется собственной худобы. И никто при этом не вспоминает, что эти так называемые пороки – возможно, просто индивидуальная особенность. Ноги-то можно выровнять с помощью операций. Но при этом рискуешь перестать быть самой собой. Недаром кто-то из великих сказал, что наши недостатки – продолжение наших достоинств.
Самой старшей участнице студии пластического танца в клубе «Отражение» – 29 лет, самой младшей – 16. Поначалу занимались исключительно женским коллективом. Сейчас в танцевальную студию пришли двое юношей.
Сердечные признания
От новичков здесь не требуют, чтобы безупречно освоили технику какого-то движения. Можешь сам выбирать музыку, которая соответствует твоему сегодняшнему настроению.
Нужно почувствовать, что ты остался наедине с этой музыкой, и теперь нужно с помощью любых движений выразить свое состояние. Поначалу движения бывают скованными, ломаными. Но они идут от всего сердца. И постепенно достигаешь душевного комфорта. Ведь психологами давно подмечено: выражая свое состояние, человек освобождается от того, что гнетет. С помощью музыки танцующий поднимается над обыденностью.
Заниматься в клуб «Отражение» ходят целыми семьями. Несколько лет назад Артем и Маша Рутковские познакомились именно здесь. Сейчас они приходят на занятия вместе с двухгодовалым сынишкой, очаровательным Артемкой.
Дина Жукова свою судьбу тоже встретила среди единомышленников.
– Могу сказать, что с мужем мне повезло, – говорит она. – Разделяет мое увлечение. А когда мне приходится заниматься организаторскими делами, безропотно остается присматривать за нашей двухлетней Катюшкой. Но вообще Катюша охотно идет с нами на занятия. И уже сейчас пытается осваивать ирландский танец. Ничего не поделаешь, это состояние души.
Привет от благородных девиц
У истоков свободного пластического танца стоят великие американки Лой Фуллер, Айседора Дункан и Руфь Сен-Дени. Начало 20 века было сплошь увлечено, пронизано стилем модерн, и рисунок танца знаменитой «босоножки» Айседоры Дункан как нельзя лучше воспроизводит характерную для модерна волнистую линию. Американская танцовщица впервые выступила в петербургском Дворянском собрании в 1904 году, а уже в 1909 году в Москве открылась первая студия пластического танца Э.И. Книппер-Рабенек. Немногим позже в Петербурге Стефанидой Рудневой и шестью девушками, выпускницами Бестужевских курсов, была создана знаменитая студия «Гептахор», что в переводе означает «семь танцующих». А в
1921-м Луначарский предложил Айседоре Дункан открыть собственную школу в Москве. Студии Дункан посчастливилось просуществовать до 1949 года, хотя большинство других пластических школ были практически уничтожены уже к 30-м годам, а сам «свободный» танец был объявлен чуждым национальным традициям. Его возрождение в нашей стране началось в середине 1980-х, когда поднялся «железный занавес», в Волгограде наследником традиции великой Айседоры стала студия «Другое небо».
Наталия Пушкарская
Опубликовано: 2007-02-15
|