Кто предложит лучший вариант напоить пойму?
Очень серьезную проблему напитать хотя бы северную часть Волго-Ахтубинской поймы минимальным количеством воды решить и осуществить очень трудно.
Тем не менее откладывание этой проблемы чревато очень серьезными последствиями. Ведь в северной части Волго-Ахтубинской поймы от плотины до Коршевитого на Волге и Ленинска на Ахтубе расположено большинство населенных пунктов. Достопримечательностью этих мест стали сады и огороды, крупные плантации помидор, капусты, причем чуть ли не лучшие в России. Здесь же расположены дачи волгоградцев. Именно тут в выходные дни отдыхают десятки тысяч волгоградцев, волжан. Большое количество ериков и озер, изобиловавших рыбой, раками. Сейчас все это гибнет из-за недостатка воды. Как для поддержания живности, так и для полива садов-огородов отсутствие воды губительно!
Встает вопрос строительства водопроводов, качающих воду из Волги, на что потребуется время и большие затраты как на изготовление и проводку труб, так и энергию для насосов. Надежда на то, что в половодье Ахтуба и пойма могут наполниться достаточным количеством воды, как показывают последние годы, призрачна, так как период половодья длится очень короткий срок – всего около двух недель. В конце мая вода в Волге и Ахтубе убывает, не успев напоить как следует пойму. Именно поэтому у нас возникла мысль поддерживать уровень Ахтубы непрерывно круглый год, осуществляя перелив воды из водохранилища в самом коротком расстоянии от водохранилища до Ахтубы самотеком, без каких-либо насосов. Для этого необходимо прорыть тоннель под железнодорожным полотном и автотрассой, соединяющими Волжский с Волгоградом, и проложить стальную трубу диаметром от 0,5 до 1 метра. Размер трубы позволяет пропускать воду при диаметре трубы 0,5 метра
0,8 кубометров в секунду. Конечно, задвижка или вентиль будут регулировать объем сбрасывания воды. Это мы еще будем уточнять со специалистами гидротехники.
Что касается сооружения тоннеля длиной всего около 300 метров, то при нынешней технике проблем не должно возникнуть. Ведь уже давно прокладывают тоннели для метрополитенов, угольных шахт на десятки и сотни километров. У входа в трубу со стороны водохранилища, конечно, понадобится насыпать дамбу из камней, которая препятствовала бы попаданию мусора в трубу, то есть служила как бы фильтром. На выходе трубы в Ахтубу предполагаем установить турбину, вырабатывающую бесплатно электричество.
Заслуженный машиностроитель России
О.А. Куликов, кандидат технических наук А.О. Куликов, кандидат технических наук Л. Виноградов.
Опубликовано: 2007-01-25
|