Профессор Михаил Сукиасян:
мы формируем элиту!
– Главное достижение Академии?
– Преподаватели и выпускники. Успехи вторых – самое главное для любого вуза! Например, Даниил Захаров возглавляет филиал крупнейшего швейцарского банка UBS в Лондоне, Таня Пичугина, закончившая Академию всего четыре года назад, – генеральный директор компании Event-cafe в Москве, Максим Семергей – коммерческий директор молла «Парк Хаус» – крупнейшего торгово-развлекательного центра г. Волгограда. В наших стенах встречаются особые люди, бурлящий слой общества.
– В чем их особенность?
– Все – студенты, сотрудники, профессора – одержимы идеей изменять действительность к лучшему. Не приспосабливаться, а именно изменять. Знания и навыки для них – инструмент. И что особенно важно: именно такие люди сегодня востребованы рынком. Современному обществу нужны не винтики системы, а генераторы идей. Мы формируем элиту…
– Но задача академии – готовить чиновников, специалистов с механистическим восприятием действительности. Не так ли?
– Задача – готовить специалистов, которые нужны обществу, с одной стороны, и которым интересно это общество, с другой. Далеко не все выпускники стремятся в органы государственной власти и местного самоуправления. Многие добиваются успехов в корпорациях, которые ближе к лучшим мировым стандартам управления. Власть пока отстает.
Мне импонирует английский путь кадрового формирования бюрократии, где чиновников призывают не из вузов, а из бизнес-структур. Они приносят во власть более конструктивную и прагматичную линию работы. Английская система считается в мире передовой.
– Академия родилась вместе с новой Россией. В ее стенах остался дух реформаторства и экспериментирования?
– Несомненно... Остался и дух романтики. И четкая стратегическая линия – максимально адаптировать систему подготовки кадров к условиям рынка. Я глубоко убежден, что образование в России должно развиваться с учетом его реальностей. Не понимаю, когда ректорское сообщество, ссылаясь на традиции советской высшей школы, заявляет: вузовская система должна быть традиционной.
Мне это понятно только в той степени, в какой речь идет о качестве образования. Но рынок настойчиво диктует вузам необходимость адаптации к его потребностям. Мы должны понимать, в чем нуждается тот или иной сегмент общественной жизни, бизнеса, учреждений... И адекватно отвечать на эти вызовы.
– Ваше curriculum vitae – историк, лектор, ректор, политик. Можно сказать менее скромно: миссионер идей либерализма на развалинах империи, основатель собственной школы регионального политического институционализма и т. д. Вы построили микромир по собственному проекту – остров либерализма в стране, где ментальность воспроизводит авторитаризм.
– Действительно, нескромно... Мне больше нравилась работа лектора. К сожалению, она сведена к минимуму: одна-две публичные лекции в год, несколько – для студентов и аспирантов, слушателей Школы региональной элиты. Пожалуй, все... Недавно в своих архивных бумагах обнаружил билет члена КПСС. Посмотрел графу «Уплата членских взносов» и был поражен доходам тех лет. Это был результат моей неуемной лекторской работы: более 400 публичных лекций в год! Это была середина 80-х годов. Страна проснулась: социальные инновации, перестройка. Просветительская деятельность была невероятно актуальна. Многие историки чувствовали себя народниками – романтиками, верящими в то, что можно в короткие сроки изменить сознание людей. Мною действительно была воспринята миссионерская функция... Затем наступило понимание того, что публичная лекция, даже собравшая тысячную аудиторию, – мизер по сравнению с массовой пропагандой с телеэкранов.
Лектор не в силах противостоять медиаиндустрии. И сознание общества более консервативно, не склонно к быстрым переменам. Нужна кропотливая работа по производству людей новой формации. Сдаваться не хотелось. Наоборот, было интересно создать сообщество людей, мыслящих, как я и мои друзья. На уровне подсознания это был первый камень в фундамент Академии. А дальше – встретились особые люди, бурлящий слой общества: Борис Магнусов, Эльвира Баландина, Владимир Ефремов. И началась другая жизнь.
– В чем главное отличие ВАГС от других вузов?
– На мой взгляд, нет дистанции между преподавателями и учащимися. И, по-моему, мы нашли верное сочетание традиций и инноваций. К традициям можно отнести фундаментальность образования, выгодно отличавшегося от европейских и американских систем. Оно не натаскивает людей на исполнение конкретных функций – дает высшее образование в полном смысле. На этом я бы в традициях поставил точку.
А дальше начинаются инновации. К ним я отношу набор более прикладных востребованных специальностей, формы и методы образовательной деятельности, применение технически более продвинутых методик.
Задача вуза – дать инструментарий эффективного использования кругозора. Кроме того, наш вуз близок к клубной системе: преподаватели, студенты, выпускники интенсивно общаются, взаимодействуют, делают совместные проекты.
– Инновационное развитие нуждается в сотрудниках особого склада. Как их отбирают и готовят в ВАГС?
– Здесь полная гармония. Начнем с того, что 90% дисциплин, которые изучаются в нашем вузе, в советское время не преподавались. В этом специфика ВАГС. Если в других вузах сложились школы математиков, физиков, химиков, то мы были лишены такого стартового преимущества. Но в этом и плюс – мы оказались более открыты к экспериментам. Во-первых, костяк опытных лекторов, пришедших из других вузов, смог быстро изучить современную социологию, политологию, PR, науки об управлении. Во-вторых, мы сделали ставку на репродукцию собственных кадров: 27% преподавательского состава – выпускники Академии. Первые и вторые – открытые к экспериментам люди с современным креативным мышлением. Мы подготовили их, проведя через систему аспирантуры, докторантуры. Причем они защищались не только в нашем вузе. Мы воспользовались достижениями школ Москвы, Санкт-Петербурга, других вузов Волгограда.
– Ваша ниша в образовательной среде региона: политики, управленцы, консультанты, исследователи общественных процессов...
– И юристы... Мы готовим студентов по пяти специальностям. Все они востребованы. Без этих специалистов социально-политические институты развиваться не в состоянии. В ближайшие два года добавятся: управление персоналом, таможенное дело, менеджмент организации. В разработке находится еще несколько специальностей. Мы изучаем запросы и требования органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса.
– И, вероятно, адаптируетесь к условиям глобального образовательного пространства?
– Да, Россия подписала Болонское соглашение. Поэтому мы находимся в состоянии унификации программ, вступления в европейскую образовательную среду. Сегодня мы готовим бакалавров и магистров.
– У вуза сложилась репутация учреждения, дающего качественное образование...
– Мы этим гордимся! Наших выпускников охотно берут на работу. Однако стратегическая цель в том, чтобы вуз стал не только учреждением, где дают образование и диплом (что само по себе немало), но и эпицентром всего инновационного не только в образовании, но и в интеллектуальной жизни региона – вузом интеллектуального прорыва!
– Студенты – сформировавшиеся личности. Они легко вписываются в отличную от других образовательную среду Академии?
– Психологически, да. Тем не менее мы выстраиваем систему непрерывного образования. Два года назад открыли среднюю общеобразовательную школу «Поколение». Сейчас расширяем спектр послевузовского образования. «Образование всю жизнь!» – девиз продвинутых стран мира, где учеба не заканчивается окончанием университета, часть общества постоянно находится в прорывной интеллектуальной среде.
Мы хотим вступить в более тесные контакты с бизнес-сообществом, где возникла острая потребность в топ-менеджерах высочайшего уровня. Подготовка эксклюзивных, штучных менеджеров для конкретной фирмы – стратегическая задача. Она, как лакмусовая бумажка, определяет способность образовательного учреждения быть уместным в бизнес-сообществе.
– Все-таки как в стенах одного учебного заведения совместить подготовку чиновников, т.е. исполнителей, и бизнесменов, т.е. генераторов инноваций? Или вы сознательно готовите вирус в систему?
– На первый взгляд несовместимая задача. Но она решается: мы создаем потенциал. Бюрократическая среда часто не готова воспринять наших выпускников такими, какие они есть. Она пытается их сломать и подчинить своей логике развития.
Тем не менее выпускники работают в органах государственной власти и местного самоуправления, преобразуя и действительность, и бюрократию. Мы стараемся донести до студентов две вещи: бизнесмен – это лидер, но он ответственен за общество и сотрудников; а чиновник – не барин, не руководитель, он – служащий, обслуживающий персонал. Он должен оказывать услуги населению, которое его содержит. Это главный психологический фактор, который мы помогаем преодолеть выпускникам, идущим во власть, в нашей парадигме – на службу.
– Ваша цель как политика?
– Исследовать мир политики изнутри. Это, если можно так выразиться, лабораторная работа. Политикой занимаюсь давно и, считаю, профессионально. Позиционирую себя не как реального участника процессов, а как политолога, наблюдателя, аналитика, оценивающего это явление. Политика для меня – самое важное. Как только мы входим в цикл выборов, в моем кабинете проходит масса консультаций, встреч... Выступаю в качестве эксперта различных изданий, прежде всего – газеты «Коммерсантъ». Участие в практической политике ограничено статусом депутата областной Думы. Не состою ни в одной из партий, ни в одной из фракций областной Думы. Но мои симпатии в значительной степени связаны с фракцией «Единой России». Не с «Единой Россией» как политической партией в целом, а именно с фракцией в Волгоградской областной Думе. Хотя для меня, человека либеральных убеждений, ближе всего идеология и позиция «Союза правых сил». Но, к сожалению, партия не состоялась, хотя не менее 10 процентов населения современной России разделяют либеральные ценности.
Елена САДЧИКОВА
Опубликовано: 2007-02-08
|