Сердце просит песен, танцев и много дыма...
Вражда племен маори была бесконечной. Долгие годы на островах Новой Зеландии
текла кровь, стоны людей распугивали птиц, солнце сердито жгло спины существ,
убивавших друг друга. У мужчин не хватало сил на охоту, от постоянного голода
вояки, их жены и дети стали ненавидеть мир, который не приносил им радости.
Наконец, старейшины поняли, что война больше продолжаться не может. Они собрались
у костра и решали, что делать дальше.
Внезапно из темноты возникли ночные бабочки, они порхали над огнем, а старейшины
зачарованно следили за их танцем. В ту ночь они пришли к выводу, что суть жизни
в гармонии, добре и красоте. С тех пор маори каждый вечер поют у костра о любви
и счастье, протягивают друг другу ладошки, их пальцы мелко дрожат, едва касаясь.
Как и в танце, в каждом слове той песни чувствуется трепет нежных крыльев мотылька:
«Тей аро хат, тей фако поно, тей рани мари э-э, тато, тато э-э». Эта традиция
навсегда примирила островитян, они стали жить долго и счастливо.
Танец, который совершают у костра, воды, алтаря, когда легко на душе или обращаются
к богу, есть у каждого народа. Хотя его слова и движения просты, он обладает
потрясающей силой сближения. Люди из разных стран могут сделать духовные танцы
общими, и это будет лучший способ подружить народы – к такому выводу пришел
американец Самуэл Льюис в 60-х годах. Он странствовал по земле, изучал традиции
и обучал других. Так возникли «Танцы всеобщего мира».
На днях в Волгограде появилась Шаходат, гостья из Петербурга, хорошо знакомая
с «Танцами». Она пригласила музыкантов со странностями, накурила благовония
в актовом зале красноармейского Индустриального техникума и показала, как поют
люди, когда обращаются к Шиве, Кришне, Будде, Соломону, Моисею, Иисусу, Мухаммеду
и т.д.
Тех, кто появлялся в зале из мира простых смертных, густой аромат благовоний
сбивал с ног. Но впечатление от насыщенного воздуха проходило, стоило лишь увидеть
мумию, вернее, музыканта, который неподвижно сидел на стуле и не подавал признаков
жизни. Это была бородатая, хотя молодая личность в огромных черных очках. Голову,
на вид лысую, этого существа покрывал черный капюшон, босые ноги были скрещены
по-турецки. Его и вполне живого парня Шаходат представила как музыкантов из
Волжского, посадила на пол, а вокруг расставила гостей. Внезапно она стала петь
и танцевать, звуки ее голоса ловили музыканты, повторяя на гитаре и губной гармошке.
Остальные люди последовали примеру ведущей и с удовольствием выполняли телодвижения.
Урок песен и плясок с эффектом неожиданности продолжался несколько часов. За
это время люди, которые раньше не были знакомы, столько счастья пожелали друг
другу на разных языках, что расставались как родные. На прощанье дама из Санкт-Петербурга
поведала, что в России три раза в год проходят международные фестивали «Танцев
всеобщего мира», люди приезжают породниться, достичь гармонии с природой, пополнить
свой духовный мир. Особенно любят бывать среди наших березок американцы, голландцы,
поляки… Приезжают даже индейцы со своими домами – типи. За время фестиваля многие
умельцы обучают своему мастерству остальных: ткут, шьют, разукрашивают. Устраивают
карнавалы, поют, танцуют… Для большего эффекта по приезде убирают территорию,
где им предстоит жить, а когда уезжают, обязательно увозят с собой мусор.
– Все это для того, чтобы достичь мира в своем сердце, – говорит Шаходат. –
Если ты сам с собой не в ладах – невозможно достичь гармонии с окружающим миром.
Танцуйте с миром!
Инна Котлярова
Опубликовано: 2004-03-18
|