С чего начинается
школьная инновация?
Многие школьники уже почувствовали большие перемены в обучении. Что ж, национальный проект «Образование» благополучно перекочевал и в 2007 год. Так что у школ будет шанс показать свою эффективную деятельность в борьбе за президентский миллионный грант, а у учеников – испытать на себе эти новшества. Но, увы, в силу многих причин не все образовательные учреждения способны вести инновационную деятельность в своих стенах. Вдохновим же их на свершение этого благородного дела, рассказав, с чего начались инновации в школе Советского района № 129, которая выиграла президентский грант.
Сначала задумаемся о представлении современного образования. Вы и сами нередко сетовали, что учиться вам скучно! Эти ежедневные опросы, когда заранее знаешь, кого спросят, потому что нужно исправлять оценки, эти непонятные объяснения физических формул, постоянный стресс и, как следствие, абсолютное нежелание идти на занятия. Ну, товарищи, так не пойдет. Надо что-то менять!
В 129-й школе решили, что образование должно быть более индивидуальным, чтобы ни один ребенок не остался без должного количества внимания. Поэтому в 2005 году коллектив школы принял Программу развития образовательного учреждения на 5 лет. Основной ее задачей стало создание новой, современной программы образования с использованием последнего слова техники, чтобы до ученика, как говорится, легче доходило. А это значит, что выпускники школы будут намного легче ориентироваться на просторах знаний, ибо наглядная информация усваивается лучше.
Одним из качественно новых образовательных приемов стала профилизация классов (первым, для эксперимента, был создан профильный социально-гуманитарный класс). Ведь это позволяет не только получать более подробные знания по выделенным дисциплинам, но и наладить сотрудничество с вузами. Кстати, школа уже подписала договоры о научно-методическом сотрудничестве с ВолГТУ и ВГПУ.
Как только мысль разделения по профилям окончательно кристаллизовалась, потихоньку начали готовить и кадры (учителя ведь должны уметь обращаться с новой техникой!), пополнять ресурсную базу школы современным оборудованием и учебно-методическими пособиями, открывать профильные кабинеты по литературе и обществознанию. Постепенно дело пошло в гору, и ученики школы (до этого они тоже в стороне не стояли!) начали побеждать в городских и областных олимпиадах, что уже является показателем.
Как до всего этого можно дойти своими силами, в пример другим школам, которые еще не решились на нововведения, рассказывает Ольга Валентиновна Чичулина, учитель истории и обществознания школы № 129, заслуженный учитель РФ:
– Время не стоит на месте, поэтому рано или поздно приходится в корне менять методику преподавания материала. Теперь, когда современная техника стала неотъемлемой частью нашей жизни, мы задумались – почему бы не использовать ее в школе? Ведь это же дает ощутимые плюсы. Сейчас у нас есть классы, оборудованные проекторами, музыкальными центрами, на учительских столах стоят компьютеры. Любую главу из учебника можно подать наглядно, и это ребенок усвоит лучше, чем бесконечные абзацы. С новой техникой можно быстренько протестировать класс, организовать групповую и индивидуальную работу. Это экономит много времени, которое можно потратить на внимание к личности ученика. И это дает результаты. Мы видим глаза ребят, видим их результаты на тех же олимпиадах. Они сами становятся заинтересованными людьми.
– Что же должно послужить толчком к осуществлению инноваций?
– В первую очередь все зависит от директора, от администрации школы, – отвечает на этот вопрос Татьяна Александровна Шарова, учитель истории, обществознания и права и по совместительству «производитель» победителей школьных олимпиад, перво-наперво у них должно быть желание что-то изменить и двигать эту идею вперед. У нас в школе так и произошло. Еще нужно не бояться делать что-то новое. Ну и, конечно, без детей, без желания наших учеников что-то осуществлять было бы бессмысленно. Если бы дети не хотели учиться, не интересовались бы историей или правоведением, все наши старания прошли бы даром. Все и началось-то по сути с того, что мой ученик не мог найти литературу по проблеме, которой он занимался в своем исследовании. Так что в силах любого ученика подвести школу к заветной черте, за которой для школы начинается новая жизнь.
Мария Борисова
Опубликовано: 2007-01-18
|