Путешествие из колыбели интеллигенции
в Понаехаловск
Он – молод и грациозен. Она – втрое старше и непостоянней. Он – на воде, она – на холмах. Он – гранитный, с коваными решетками, она – златоглавая, белокаменная. Питер и Москва. Между ними всегда шла негласная борьба: за звание красивейшего из городов, за звание столицы русской земли. И, как оказывается, за симпатии волгоградцев.
Так же как французы предпочитают Ниццу Каннам и наоборот, так жители города-героя влюблены либо в столицу северную, либо в официальную. Проявляется подобного рода привязанность прежде всего в частых поездках в любимый город, постоянных разговорах о нем и неуемном желании поскорее в него перебраться.
За что любят Москву? Прежде всего за то, что здесь каждый может почувствовать себя героем кино: приехать из провинции и завоевать ее, заработать много денег, обрести популярность, проснуться знаменитым и многое другое. Также «москволюбы» восхищены Красной площадью, Кремлем, парком Горького, МКАДом и даже Охотным рядом. Получается, столицу любят те, кто неравнодушен к проявлениям светскости и гламура, те, кому не дают спать спокойно здоровые и не очень амбиции, те, кто хочет стать значимым в глазах близких и своих собственных методом приобщения. В общем, потребители.
Петербург любят совсем другие люди. Несмотря на аналогичный спектр возможностей, его любят ценители. Прекрасного, ужасного, нового, старого, светлого, пасмурного. Словом, эстеты. «Питерофилы» утверждают, что этот город намного демократичнее, космополитичнее, душевнее и красивее, чем Москва. Его любят не за бутики и ночные клубы (хотя куда без них молодежи), но любят каждый квадратный сантиметр его мостовых, каждый закоулок в стиле произведений Достоевского, каждый дом и каждую крышу. Казанский и Измайловский, Александро-Невскую лавру, Эрмитаж, Кунсткамеру, каждый разводной мост и даже шпиль Адмиралтейства в отдельности. Знаете, а ведь в Питере даже звезды как-то доступнее. Вы никогда не гуляли по Невскому или вдоль Фонтанки с Розенбаумом? Нет? Странно: он частенько бродит там совершенно один и не прочь поболтать, особенно белой ночью.
Волгоградские представители власти, пожелавшие остаться неназванными, сошлись в своих симпатиях к Москве. Во-первых, в ходе поездки в белокаменную можно не просто качественно отдохнуть, но и решить многие рабочие вопросы, пообщаться с коллегами, узнать последние политические новости из первых рук и в конце концов поиграть на единственной в России гольф-площадке в Нахабино.
Представители современной волгоградской интеллигенции (журналисты, писатели, актеры, научные сотрудники, студенты гуманитарных специальностей) признаются в любви к Питеру. Все как один опрошенные отметили, что им импонирует сохраненный архитектурный облик центра, более деликатное обращение с неоновой рекламой. А один из авторов «Молодого» обрел в северной столице свою вторую половину, бывает там около пяти раз в год, причем неофициальный визит может длиться от двух недель до двух месяцев: «Первый раз я приехала в Санкт-Петербург в 2004 году. Сказать, что это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь – все равно что промолчать. Там такой воздух! Такие крыши! А люди! А Васильевский остров! Знаете, на нем есть кладбище-парк. Обожаю! Сравним с сумасшедшей Москвой. Толчея, понты. Про грубость в метро уже сложены легенды, которые можно укладывать в тома. А с каким гонором продавщица выкидывает на прилавок купленный тобой товар! Брррр».
В общем, данная статья не претендует на жанр научного изыскания. Просто есть тенденция. Кстати, мы с Владимиром Владимировичем тоже за Питер.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2006-09-21
|