Попса есть шоу-бизнес?
А мы хотим качества!
Мечтаете о большом зале, полном зрителей, о софитах и микрофоне, о музыкантах и шикарных нарядах? Вы даже, может быть, пишете музыку и уже скопили материал, который жаждете показать людям? Но! Вы даже не представляете, что сегодня происходит в мире шоу-бизнеса!
В эпоху СССР
В советские времена на эстраде были люди, обладающие определенными вокальными данными, талантом, харизмой. Лайма Вайкуле, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и другие. У них получались довольно качественные вещи, а в текстах – не поверите! – был философский смысл. До тех пор пока современная эра не поставила все на коммерческие рельсы. Тогда пришлось коренным образом изменить имидж, чтобы присоединиться к неумирающей нише под названием «попса».
Попса, кто не в курсе, есть агрессивно навязанный продукт, с позволения сказать, творчества, рассчитанный на массовое потребление и, следовательно, колоссальную прибыль. О качестве, заметьте, не сказано ни слова.
Певцы «эпохи застоя» были зависимы от государственных структур, а значит, по первому зову обязаны были выступать на концертах, посвященных Дню Победы, космонавтики, железнодорожных войск и т. п. София Ротару, например, вынуждена была по одной из таких «просьб» приехать в Россию и выступать с односторонним воспалением легких. Вернулась и сразу попала в больницу – уже с двусторонним. Это, конечно, не единственный случай.
Что мы имеем сегодня? Изрядно постаревших звезд некогда советской эстрады, нынешний репертуар которых не очень им к лицу. А что делать? Вынуждают обстоятельства. Олег Газманов, например, одно время чуть ли не волосы на голове рвал. Когда просили об интервью, произносил обреченно: «А для чего? Ну, если вам так хочется...». Да все он, разумеется, понимает. Кто он сейчас? Хороший фон для массового гуляния и нетрезвых танцев. Даже после бросающих в дрожь «Офицеров».
О печали Кати Лель
А Катя Лель печалится о другом. О том, как бы в очередной раз спеть свои «муси-пуси», улыбаясь и отчеканивая ножками. Видите ли, рамки обязывают не отходить от «молодежных музыкальных культур». Да-да, сегодня другая крайность. Государственная монополия на артистов сменилась денежной монополией продюсеров. Схема проста: берется молоденький артист с неплохой внешностью, учится сценическому поведению, «под него» подбирается пара хитов с простыми словами, и... человека выпускают на сцену. Новоиспеченный артист пашет по пять концертов в неделю. Денежки в карман продюсера льются рекой.
Проходит некоторое время, популяризация артиста становится все дороже, поэтому проще взять другого. Чем продюсеры и занимаются. Где сейчас «Демо», «Стрелки», «Пропаганда», первые «Фабрики»? От них остались лишь редкие синглы в радиоэфирах.
Ах, фанера, фанерочка!
Неотъемлемой частью современного российского шоу-бизнеса является исполнение композиции под фонограмму. Причин тому множество – начиная от обычной лени или боязни и заканчивая здоровьем бывалых исполнителей. Тут опять же стоит вспомнить, что Филипп Киркоров, чтобы удержаться на помосте, дает по 30 концертов в месяц. Что после этого станет с его голосом? Нет, он, конечно, мог бы, как Крис де Бург или Мадонна, зарабатывать на гонорарских отчислениях с продаж дисков. Да только пираты делают это за него.
Иностранцы, признаться, впадают в шоковое состояние, когда посещают наши концерты. Стингу переводчик полчаса объяснял вопрос местных организаторов: «На каком носителе у вас записана фонограмма?». А Нильда Фернандез, которого угораздило спеть с Моисеевым, говорил: «После каждого нашего концерта мне было так стыдно, что хотелось от всех спрятаться. Я не понимаю причин, по которым все должно происходить именно так. Почему мне все говорят, что невозможно петь вживую? Возможно, просто ваши техники вешают вам лапшу на уши! И почему на ваших студиях звукозаписи пишут в таком ужасном качестве? При этом звукорежиссеры объясняют ситуацию так: «Нам с вами возиться некогда, у нас Басков сегодня пишется!» Ребята, упаси вас Бог ехать с такими концертами за границу! У нас только Милен Фармер может себе позволить спеть пару песен «под фанеру», и то это всячески маскируется».
А давайте все изменим!
Но хорошая музыка у нас в стране существует. Правда, в лимитированных количествах и вынуждена передаваться из рук в руки. И получается, что мало кто из нас слышал, кто такие Ирина Богушевская, Игорь Вдовин, группы «Хоронько оркестр», «Нежное Это», а также Астор Пьяццола, Дэвид Фостер, Эрик Клэптон и другие.
Решение проблемы видится в одном: перестать, наконец, слушать всякую нелепицу. Многие молодые люди, например, вообще не смотрят телевизор, за исключением канала «Культура» и выборочных передач. Если с Интернетом вы в хороших отношениях, то на поиски тематических ресурсов с новостями и размышлениями о хорошей музыке (а также кино, живописи, театрах и т. д.) и включением их в «Избранное» уйдет часа два от силы. И после этого, поверьте, вы откроете для себя совсем другой музыкальный мир.
Мария Борисова
Опубликовано: 2006-12-21
|