Синяя птица учительской удачи
Судьба всегда посылает нам знаки. Если, например, ты собираешься на встречу, которая принесет лишь одни разочарования, то наверняка с дорог буквально исчезнут нужные маршрутки, а на светофорах будет загораться лишь красный свет. Вдобавок ко всему, словно ставя точку в бесконечной череде неприятностей, сломается казавшийся надежным каблук или решит взять вечный отгул молния на куртке.
Но если предстоящая дорога обещает лишь приятные моменты, то кто-то свыше обязательно ускорит их появление. Такой вот «компас счастья» давно появился в семье, состоящей из учителей математики Лепехиных: Тамары Анатольевны, преподающей в лицее
№ 2, и Юрия Васильевича, работающего в школе № 78. Кроме двоих своих сыновей, они воспитали уже не одно поколение школьников. Почти все их ученики поступают в престижные московские и петербургские университеты. А еще в этом году Тамара Анатольевна и Юрий Васильевич получили президентскую премию. Наверное, в доме Лепехиных живет Синяя птица счастья, которая около тридцати пяти лет назад на одном из открытых уроков посадила за одну парту двух талантливых учителей?..
– Почему вы решили стать учителем?
Т. А. С профессией я определилась давно. Когда сама училась в школе, то мне повезло находиться в очень дружном классе. Мы помогали друг другу, разбирались в непонятных темах, вместе решали задачи. Тогда-то я и открыла в себе талант преподавателя.
Ю. В. Люблю математику и детей.
– Посоветовали бы вы своим ученикам выбрать карьеру учителя?
Т. А. Конечно! Наше поколение уходит, и так нужны молодые учителя. Да, это нелегкий труд, но если бы я начала жизнь заново, то опять выбрала бы карьеру учителя!
Ю. В. Сложный вопрос. С одной стороны, молодому учителю придется нелегко. Он должен перенять опыт у старших преподавателей, справляться с возникающими сложностями, а еще впитывать и вплетать в собственное преподавание все новое. Может быть, поэтому последние пятнадцать лет педагогический состав школы практически не меняется. Но, с другой стороны, это увлекательнейшая профессия!
– Что учитель должен передать ученикам?
Т. А. Прочные знания и помочь найти себя. У каждого школьника есть какой-нибудь талант, задача учителя – найти его.
Ю. В. Учитель должен научить не только предмету, но и отношению к жизни, умению общаться с людьми... В общем, всему, что может пригодиться в жизни.
– Какие необычные и интересные случаи происходили в вашей практике?
Т. А. Однажды к нам в класс залетел воробей и сел погреться на лампочку. Я сказала: «Смотрите, сейчас еще один залетит!» И в ту же секунду к нам заглянула другая птаха.
Ю. В. В работе учителя интересно все!
– Как можно определить, что ученик – будущий математик?
Т. А. Знаете, как бывает: смотришь на ученика, говоришь с ним и замечаешь, что у него горят глаза. Он – будущий математик. Человек, который хоть раз испытал радость решения задачи, будет доводить до конца все остальные. Например, когда мой сын приезжает домой, то сразу просит дать ему задачку потруднее.
Ю. В. Это определить очень сложно. Легко проверить знания, но почти невозможно оценить потенциал ученика, его старательность. Иногда думаешь, что какой-нибудь ученик будет победителем олимпиад, а он, увы, становится лодырем. Здесь
важно сочетание очень многих мотивов, порой они способны изменить даже отношение к жизни.
– Получая учрежденную президентом стотысячную награду, о ком вы вспоминали?
Т. А. Юрия Васильевича. То, как училась у него, – он ведь старше меня. Отца, Анатолия Васильевича, прошедшего всю войну от Ирана до Берлина.
Ю. В. Об учениках, об их успехах: у меня есть победители районных, городских, областных олимпиад.
– Часто вы ссоритесь?
Т. А. Такого почти не бывает! Разве только из-за того, кто лучше играл в театральных спектаклях.
Ю. В. Нет, разногласия бывают, мы ведь обычные люди, а не солдаты, подчиняющиеся строгим распоряжениям…
– О чем вспоминаете на встречах выпускников?
Т. А. О контрольных, конспектах, шпаргалках, классных часах… Рассказываем о жизни, вспоминаем учителей. Многие мои выпускники благодарят за мои лекции: теперь они по старым тетрадкам объясняют математику своим детям.
Ю. В. Вспоминается все необычное: огромные успехи и большие неудачи, первая любовь и неразделенные чувства. Каждый помнит что-то свое и делится этим на встречах.
– Сколько поколений вы уже выпустили?
Т. А. За всю жизнь? Около десяти!
Ю. В. Что такое поколение? Если это промежутки в двадцать лет, то два. Если считать выпускные классы, то, наверное, уже больше двадцати.
…Знаки судьба посылает всем. Неважно, кто вы: только начинаете искать свою стезю или уже уверенно идете по выбранной дороге, все равно оглянитесь по сторонам – не горит ли где красный свет? А вдруг на другом, очень близком пути вас ждет Синяя птица счастья, которая давно мечтает с вами встретиться?
Дина Ускова, Воскресная школа журналистики при ВИМПСР
Опубликовано: 2006-12-21
|