Страсти по Кармен захватят молодежь
Наш земляк Игорь Шалаев, 21-летний солист питерского театра хореографических миниатюр им. Леонида Якобсона, готовится к гастролям в родном Волгограде.
Карьера артиста балета началась в танцевальном коллективе ДК Гагарина в Краснооктябрьском районе.
– Тяга к танцу во мне пробудилась неожиданно, – вспоминает Игорь. – До 15 лет я был ярым противником этого искусства. Возможно, отторжение происходило потому, что мои родители – профессиональные танцоры, выступали в ансамбле народного танца. Их жизнь состояла из репетиций, выступлений и гастролей. А мне казалось, что я у мамы с папой на заднем плане. Но со временем наследственность, видно, дала о себе знать. Сидя дома в одиночестве (родители, как обычно, были на репетиции), вдруг поймал себя на мысли: я танцевать хочу!
Мама, оценив сына-подростка профессиональным взглядом, задумчиво произнесла: «Поздновато будет…» На следующий день Игорь отправился в кружок самодеятельности, где занимались 5-летние малыши. «Ничего, Ломоносов тоже поздно начал учиться», – смеясь, подбадривали ученика-переростка родители. Вместе с малолетками он прозанимался два года. Педагоги отмечали большие успехи. Задатки, унаследованные от мамы с папой, дали о себе знать.
Маэстро в ссылке
– К тому времени я уже знал: чтобы стать артистом балета, нужно по меньшей мере окончить хореографическое училище, – рассказывает Игорь.
Для начала он решил поступить в Волгоградское училище искусств. Успешно выдержал экзамен, проучился год. А затем друзья уговорили его поступить в хореографическое училище в Воронеже. На вступительных экзаменах случилась приятная неожиданность. Оценив данные абитуриента, просмотрев его выступление, экзаменаторы предложили волгоградцу… поступить сразу же на второй курс. А дальше начались бытовые трудности. Воронежское училище не очень благоволило к приезжим. Мест в общежитии не оказалось. Его согласились приютить однокурсники: поставили в своей комнатке дополнительную раскладушку. Тяга к искусству помогла пересилить спартанские условия.
А через два года в судьбе молодого дарования случился новый поворот. Однажды Игорь услышал, что в Краснодаре экс-режиссер Большого театра Юрий Григорович набирает труппу, требовались юноши. И наш земляк вновь решил дерзнуть.
Не стреляйте в гармониста!
Юрий Григорович знакомился со списком претендентов. Прочитав фамилию Шалаев и взглянув на дату рождения, известный балетмейстер разгорячился: «Кого вы привели! Это же совсем мальчишка! Ни опыта, ни достижений». Слова маэстро повергли Игоря в смятение. Он уже собирался отправляться восвояси. Но краснодарский педагог шепнул ему: «Приходи завтра на репетицию, покажешь, на что способен».
На следующий день начали репетировать постановку балета «Каменный цветок» по сказке Бажова. Игорю предложили станцевать партию гармониста. Успех юного артиста превзошел ожидания. Григорович был растроган. На прощанье он поцеловал волгоградца и сказал, что принимает его в свою труппу.
Танцуя у Григоровича, Игорь исполнял ведущие партии, много ездил на гастроли. А когда выступали на сцене Мариинского театра, Игорю доверили исполнить ведущие роли сразу в нескольких спектаклях.
Ровесники века
– Побывав на гастролях в Питере, я вдруг понял, что хочу связать свою жизнь с этим городом, – вспоминает Игорь. – К тому же мне показалось, что у Григоровича я станцевал все, что мог.
Знакомство с наследием великого балетмейстера Леонида Якобсона, очень необычного, гротескового, стало новым толчком для совершенствования.
– Все западные мастера балета так или иначе учились в России, – говорит Игорь. – Вспомнить хотя бы Дягилева с его «Русскими сезонами» во Франции… Многие наши выдающиеся балетмейстеры осели там. Жорж Баланчин, ставший основателем американского балета, в свое время окончил академию Вагановой в Петербурге. Сегодня получилось так, что Запад обогнал нас. А у нас долго боялись обновлений. Не решались, например, использовать элементы модерна в классических произведениях. К счастью, в столичных театрах сейчас есть подвижки. К примеру, в нашем театре режиссер Юрий Петухов поставил новую версию балета «Кармен-сюита». В нем представлена музыка в современной обработке, встречаются откровенно эстрадные вставки. Мне было интересно осваивать новую пластику. Теперь хочу познакомить с модернизированной постановкой волгоградцев, своих ровесников. И надеюсь убедить их, что балет – очень современное искусство.
Гастроли Театра Леонида Якобсона должны пройти в Волгограде в феврале 2007 года.
Наталия Пушкарская
Опубликовано: 2006-12-21
|