Мой
учитель.
Почти
по Айтматову
Какие ассоциации возникают у вас при слове «учитель»? Скорее всего, образ эдакого не всегда хорошо выглядящего и приятно пахнущего дяденьки в засаленном пиджачке, с неприятным крикливым голосом и отвратительным характером? Довольно распространенный портрет, но… А можете ли вы представить своего учителя в качестве лучшего друга и советчика? Скорее всего, вряд ли...
Наверное, мне очень повезло в жизни. Мой бывший учитель биологии и химии Ильдар Рамазанович Мухамеджанов для меня уже давно стал другом Ильдаром, незаменимым помощником и советчиком в любой жизненной ситуации.
Удивлены? А может быть, даже немного шокированы? Просто не прерывайте процесс чтения, и вам все-все станет понятно. Я попросила Ильдара написать очерк о себе, на что он с радостью согласился, решив, что в жизни редко выпадает удобный случай для самоисследования. Через два дня он с радостно-хитроватой улыбкой вручил мне приведенное ниже «самоочертание».
Итак, Ильдар Мухамеджанов,1972 года рождения. С детства жалел учителей, ибо труд их адский и неблагодарный. Наверное, поэтому они все такие зануды. Сам в учителя не собирался, хотел стать ученым. Позднее, столкнувшись с учеными, обнаружил, что они еще больше зануды, чем учителя. Если вдуматься, то основная проблема учителей заключается в том, что они зада
ют вопросы, на которые точно знают ответ. А это глупо и скучно.
Самое древнее увлечение Ильдара – книги. Прежде всего Федор Достоевский, Олдос Хаксли, потом – Макс Фрай, Дюма-старший, Конан Дойль и Аверченко, Булгаков, Ильф и Петров и… Словом, перечислять можно долго. А самое последнее и глубокое увлечение моего учителя и друга – психология поведения в группе, психотерапия.
– Я долгое время считал себя учителем, но по-настоящему стал им, только перестав себя таковым считать, – признался в очерке о себе Ильдар. – Потому что учитель – это так, оболочка (внутри-то он все равно человек). Сначала я делал вид, что являюсь учителем, совершал действия, которые должен совершать учитель, а потом понял: главное – внутреннее состояние, «бытие», а все остальное – только инструменты. Уверен, что учитель должен в первую очередь уметь удивляться, во вторую – удивлять, и только в третью – давать знания. Учитель может делать все что угодно, но точно знать – зачем.
Никогда не работал в обычной школе. Сначала – городская станция юннатов, руководство БКС (биологический клуб старшеклассников), а потом сразу – ЧИШ (частная интегрированная школа). Это дало возможность творить, не закостенеть в учительском шаблоне. Одно время хотел даже научную работу написать: «Вклад учеников в становление и развитие учителя». Да, только не оценили это в полной мере!..
А еще мой учитель пишет стихи и песни, профессионально играет на гитаре и фортепьяно...
***
Осенний город. Воскресенье.
Гуляет ветер по ветвям.
И дарят передышку нам
Все атмосферные явленья:
Зануда-дождик не рисует
Круги на лужах и реке,
Мороз на девичьей щеке
Румянец яркий не малюет.
Тепло. Но по привычке все
Надели теплые одежды
И парятся, живя надеждой,
Что оттепель не насовсем.
Что к вечеру наступит холод
На горло маленькой весне,
И будет жарко лишь во сне,
Причем не всем, а тем, кто молод.
Эх, побольше бы их таких, осознающих и анализирующих свои поступки учителей, не боящихся признавать свои ошибки и потерять авторитет в глазах учеников. Ведь ученики-то уважают не того преподавателя, который всегда прав (или думает, что прав), а того, который не боится признать свою ошибку.
Мария Курсикова
Опубликовано: 2006-09-28
|