Хулиганы в классе?
Не спешите вызывать милицию
Хулиганы в школах были всегда. Только почему-то из года в год их становится все больше и больше.
Эти дети обычно вертятся, дерутся, мешают одноклассникам слушать урок, не могут усидеть на одном месте больше 10 секунд. Когда родители приходят забирать свое чадо с уроков, то со всех сторон слышат: «Ваш Вася поставил синяк Пете, толкнул Галю, мешал вести урок, и вообще он – плохой мальчик». Вася автоматически становится козлом отпущения, на которого вешают всех антипедагогических собак, и ярлык хулигана приклеивается к нему до самого выпускного вечера.
С одной стороны, можно посочувствовать и учителям, которым приходится каждый урок справляться с такими Васями, вместо того чтобы в тихой обстановке объяснять детям новую тему, и ученикам, которые устали от задеваний. Но ведь хулиганы – тоже люди, и проблему можно решить только тогда, когда мы сможем понять, почему же все это происходит и какие выходы из положения можно найти.
Итак, для начала не будем сердиться на нашего болезного Васю, а послушаем психолога Полину Петровну Кочегашеву.
– Неусидчивость, неумение сосредоточиться, вспыльчивость – это признаки распространенного в наши дни среди ребят школьного и детсадовского возраста синдрома гиперактивности. Количество детей, страдающих этим синдромом, увеличивается. Зависит это от множества факторов, но прежде всего – от обстановки в семье. В современных семьях родители слишком заняты работой, а уделять время своим детям им просто некогда. Гиперактивные ребята выделяются поведением уже в детском садике. Важно не пускать на самотек здоровье малыша, а обратиться к специалисту. В подростковом возрасте уже очень сложно что-то изменить.
– Где же можно найти такого специалиста?
– В каждом учебном заведении, по идее, должен быть психолог. Но... к сожалению, сейчас идет повсеместное сокращение, и психологов становится все меньше. В городе они существуют лишь в 70% школ, а про районы и говорить страшно. Если один специалист на весь район найдется – уже хорошо. Обратиться к психологу может не только родитель, но и сам учитель. Если педагог видит, что у него в классе есть ребенок с синдромом гиперактивности, он обязательно должен проконсультироваться, чтобы выработать особую линию воспитания этого ученика. Другой вопрос, что далеко не все это делают...
– Полина Петровна, действительно, инновации приживаются крайне тяжело. Да и учителя со стажем уже не горят желанием изменять мир к лучшему... А сверстники как-то могут помочь, если их товарищ уже преодолел
13-летний рубеж?
– В таких случаях очень хорошо работают волонтерские группы. Если наш гиперактивный ребенок (точнее, уже подросток) вливается в ряды волонтеров и сам становится агитатором здорового образа жизни, это замечательно. Он приобретает и навык общения, и имеет возможность выплеснуть в хорошее дело свою кипучую энергию.
– А чем лучше занимать свободное время таких детей?
– Лучше всего подойдут спортивные секции, занятия в группе. Это дисциплинирует, ребенок привыкает к тому, что существуют определенные правила, учится работать в команде. Однако идеальнее всего подходит плавание. Вода, наверное, лучший успокоитель.
Мы, пожалуй, отметим, что психолог в данном случае выступает не в качестве врача, а в качестве помощника, коллеги, партнера. А что делать, когда ситуация набирает обороты и занятия с психологом результатов, увы, не дают? На этот вопрос отвечает заместитель главного врача Волгоградской областной детской клинической психиатрической больницы (центр психического здоровья детей и подростков) Людмила Георгиевна Романова:
– Когда синдром гиперактивности усложняется какими-то физиологическими факторами (например, минимальная мозговая дисфункция), то на помощь психологу приходят психиатр и невролог, которые вправе назначать корректирующие лекарства. Нужны ли они ребенку, или можно справиться своими силами, решает совет педагогов и психологов школы. Родители, разумеется, тоже приглашаются, если, конечно, они принимают участие в жизни своего отпрыска.
Мария Борисова
Опубликовано: 2006-09-28
|