Слово о современном искусстве. Врывайтесь!
В этом году Рембрандту исполняется 400, а Третьяковской галерее 150 лет. Кто помнит об этом? Согласно нашему опросу – один из тридцати двух человек. Кто знает, что такое инсталляция? Из опрошенных – никто. При этом все респонденты заявили, что они считают себя более чем осведомленными в области как классического, так и современного искусства.
Так говорят люди, которые читают Харуки Мураками, слушают группу «Рефлекс» и не знают ни одного современного художника. Не стыдно? Между тем современная культура поражает обилием неординарных находок, новых имен и диаметральным положением по отношению к так называемой попсе.
Книги
Вообще-то я считаю, что не стоит окапываться в томах современников, особенно типа Дарьи Донцовой, пока ты не в курсе, кто такой Габриэль Гарсиа Маркес, и не прочел русских классиков хотя бы в объеме школьной программы. Но раз уж все мы такие модные и современные, то давайте читать стоящие вещи! Тацио Секьяроли 30 лет фотографировал своего друга Марчелло Мастроянни, который умел рассказывать смешные истории. Из этого получилась замечательная книга «Marchello!». Историк моды Александр Васильев выпустил книгу «Европейская мода. Три века», поверьте, гораздо занятнее пресловутого Коэльо! Любите ужастики – пожалуйста! Писательница Анна Старобинец (которую сравнивают с Филиппом Диком и Стивеном Кингом) является сегодня главной хранительницей кошмаров. В ее повести «Переходный возраст» в героя заползают насекомые и овладевают его волей. У нее выходит новый роман «Убежище 3/92». Разве не любопытно?
Живопись
Нельзя быть русским человеком и ничего не знать об Эрике Булатове, человеке, запечатлевшем советскую эпоху на своих холстах, художнике, который в 1988 году по опросам ЮНЕСКО был назван художником года в мировом масштабе, в конце концов, первом русском, чья выставка прошла в Центре Жоржа Помпиду. Действующими лицами его картин становятся плакатные символы, транспарантные лозунги и обиходные слова: «Вот», «То-то и оно», «Входа нет», а то и Хичкок в красном цвете.
Вы не были на выставке волгоградского художника Владимира Высоцких «Вечность запоздавшая»? Он использует оригинальную графику, часто работает шариковой ручкой методом наслоения, и количество слоев нередко достигает двадцати. А столичная художница Евгения Чуйкова создает свои шедевры губной помадой! На подобное творчество ее вдохновило название тона Purple Triumph собственной помады марки Rimmel, свою выставку она назвала «Пурпурный триумф».
Музыка
Скрипач Алексей Айги считает, что будущее академической музыки неясно, но он и его группа «4`33’’» никогда не пойдут по пути попсы: «Новая музыка, которая пишется с середины прошлого столетия, совсем перестала быть интересна массовому слушателю, так как композиторы пошли по пути усложнения, поиска новых форм». Трое парней из русской глубинки, создавая группу «Swanky Tunes» (по-русски «Шикарные мелодии»), уже при записи первого винила рассчитывали на европейский рынок. Этой осенью виниловые пластинки с их треками вышли в Голландии, Германии, Франции и даже Аргентине. Слыхали?
Наконец, к слову об инсталляциях. Все началось с писсуара Марселя Дюшана. Художник выставил его в 1917 году в виде арт-объекта под названием «Фонтан». Сегодня инсталляциями по сути являются группы подобных арт-объектов, а порою и сам автор: Стюарт Брисли в течение двух недель часами лежал в ванне, наполненной черной жидкостью. Художники Йен и Ингрид Бакстер обернули все, что находилось в их квартире, в пластиковые мешки и устроили выставку. Самая известная русская инсталляция – Олег Кулик собственной персоной. В общем, не все то современное искусство, что в глянцевой обложке и у всех на устах. Далеко не все!
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2006-11-30
|