|
|
Эти удивительные бабушки!
Бабушки, бабушки! Мы вас уважаем. Только как вас понять, мы, увы, не знаем! (Вячеслав Добрынин)
В детстве я очень их любил и уважал. Но всем нам известно, насколько ощутима разница между мировоззрением ребенка и взрослого человека. И как только в моей жизни прошла относительно короткая эпоха бабушкиных сказок и пирожков, я стал воспринимать старых людей более приземленно и трезво. Дифирамбов старшему поколению ударных тружениц спето немало. А вот я бы хотел акцентировать внимание на некоторых отрицательных качествах бабушек. Но я вовсе не намереваюсь на них злиться – я же не совсем «тронутый». Просто очень часто мотивации некоторых их поступков и оценок мне кажутся довольно смешными...
Бесхитростная мимикрия
Люди пенсионного возраста прослыли существами немощными. В подавляющем большинстве случаев это действительно так. Потому с позиций гуманизма они и пользуются рядом привилегий – уважительное отношение к старикам является нормой морали. И ваш покорный слуга при возможности всегда им уступает место в транспорте. Однажды в автобусе одна милая бабушка (которую я сразу не заметил, погрузившись в бездну мыслительного процесса) попросила меня уступить ей место, что я незамедлительно и сделал. Но едва она уселась, как на меня обрушилась лавина упреков и обвинений в невоспитанности – мол, какая сейчас молодежь пошла: «ничего святого не чтят!». И так было несколько раз.
Иные бабульки любят разыгрывать карту старческого маразма. В коммерческих автобусах до Лавровой и «Юбилейного» четыре раза сталкивался с любопытной старушенцией, инсценировавшей мини-спектакли на тему «Я думала, что автобус – льготный!». При первой встрече я тоже «повелся» – сжалился и заплатил за ее проезд, обвинив водителя, наотрез отказывавшегося бабушку выпускать из автобуса, в бессердечности. А «командир» мне спокойно ответил: «Да она все время так «на бетоне» катается! Достала уже!» Хотя оговорюсь: бывает, старушки действительно ошибаются.
Однако в ряде жизненных ситуаций эти неисправимые актрисы проявляют себя по-другому, и их снежная маска изнеможенности моментально тает. Наблюдения показывают, что в очередях за пенсиями и продуктами свойственная бабушкам «немощность» сменяется бодрым воинственным настроем: попробуй-ка пройти без очереди – тут же раздавят, отпихнут, а то и в драку полезут. Так же без сноровки не прорвешься в дачный автобус в выходной день (кто знает – тот поймет) – валькироподобные пенсионерки-огородницы вытолкнут тебя своими тучными афедронами за борт.
Не раз приходилось мне переводить бабушек через дорогу и помогать им донести сумки до дома. Среди бесхитростной ноши часто встречались набитые различным хламом мешки и баулы (весом чуть ли не в полцентнера), какие-то тележки, неподъемные даже для молодого человека. И скажите на милость: где же он – этот таинственный источник их силы?
Дидактизм
Один из самых укоренившихся в народе предрассудков: «Люди с возрастом мудреют». На этом же «постулате» построена и логика пожилых людей, искренне убежденных в том, что в силу своего возраста они имеют право всех учить жизни. Охотно соглашусь с тем, что человек в течение своего земного пути набирается опыта, но опыт еще не является показателем мудрости и духовного роста. Об этом правильно высказывался философ Денис Третьяков: «Мудрый ребенок лучше пожилого глупца». (Могу добавить, что ваш покорный слуга за всю свою жизнь встретил всего двух интеллигентных бабушек, с возрастом сохранивших ясность ума и солидный интеллектуальный багаж.) Тем более людей в годах настигает такой страшный недуг, как старческий маразм. А теперь скажите, может ли научить уму-разуму человек, биологически вынужденно ставший на тропу слабоумия?
Но, несмотря на это, одним из самых излюбленных занятий бабушек на пенсии являются постоянные упражнения в «педагогике». Будучи ревнительницами «истинного благочестия», более всего они поучают так называемой «порядочности». Адресатами их праведного гнева часто выступают молоденькие девушки, носящие «вызывающую одежду» – полупрозрачные маечки или (упаси, Господь) короткие юбки. Не терпящие таких фривольностей бабки вскипают благородной яростью и, брызжа слюной, начинают навешивать на «преступниц»-молодушек множество оскорбительных «ярлыков» – обличений в безнравственности, легкомысленности и, конечно же, в проституции («Страмота-то какая!»).
За этой «бдительностью» скрываются все те же человеческие страсти. Сравните сами красивую 17-летнюю девочку, которой есть чем похвалиться и которая хочет хорошо выглядеть, с бабкой, заплывшей жиром, которой, собственно, показать уже и нечего. Так с какой это стати молодая девушка должна в выборе одежды уподобляться пенсионерке? И в этом случае бабушками (чей «поезд давно ушел») руководит элементарная зависть к молодости и красоте.
Сплетни
Старость – на самом деле не радость. Самое обидное в ней вот что. Вроде бы и пришло долгожданное освобождение от принудительной социальной роли и государство платит заслуженную трудовым потом пенсию – наступило время отдыха. Можно делать все, что заблагорассудится. Но подорванное здоровье и угасшие еще в молодости душевный пыл и живой интерес к жизни не позволяют «отрываться по полной» – мол, «годы уже не те». Остается только вечерами сидеть на лавке, лузгать семечки вставными зубами, недоумевать по поводу маленьких пенсий и обсуждать соседей. И если в больших городах их забавные корпоративные небылицы не вызывают существенных опасений у «героев» за сохранность своей репутации, то в провинции болтливые бабки являются одним из основных источников информации и «полицией нравов», безжалостно карающей соседа за малейшую «провинность» – случайную беременность, прогулку с незнакомым кавалером, нестандартный внешний вид и прочие «отклонения» в поведении. Конечно же, многие их россказни строятся на излишней гиперболизации, сгущении красок – и если примерный, редко пьющий сосед зорким, всевидящим оком старухи-сплетницы будет замечен «под градусом», то его сразу же произведут в ранг алкоголика. Естественно, за этим трепетным отношением к соблюдению норм «общественной нравственности» таится не тяга к праведности, а элементарная зависть к людям, способным жить полноценно. А ведь бабушки забывают при этом старую как мир библейскую истину «не суди – да не судим будешь». Хотя их тоже в свое время судили – такие же сплетницы.
Притворная набожность
А набожны ли бабушки на самом деле? Ручаюсь, что большинство «верующих» – выходцев из обычного «темного народа» – толком и Библию-то не читали. Я долго жил в маленьком городке и наблюдал за богомольными бабками (они – основная масса прихожан). И их «вера» зачастую носит демонстративный характер: издревле набожность человека определялась по количеству икон и лампадок в красном углу, по количеству выстоянных часов в церкви. Хотя зачем бабушкам заморачиваться и тратить время на изучение религиозных догматов? Ведь они даже и не приходят к Богу (не «влюбляются» в него искренне), а приползают к нему на коленях, порядочно погрешив за свою жизнь. Тем паче нынешние бабушки воспитывались при коммунизме и, следовательно, должны быть убежденными научными атеистками. С чем же связана такая резкая «смена убеждений»?
Алгоритм «снисхождения небесной благодати» на старческие мозги прост. Ведь вроде как пришло время умирать, а что же будет дальше? Неизвестность пугает, а от смерти не убежишь (как писал Ронсар: «Корысти чужд Харон»). Но бабки где-то прослышали, что есть рай. И, следуя своей земной логике, они начинают ходить в церковь, дабы периодическими скромными (выкроенными из пенсий) пожертвованиями снискать Господню милость и пробить в раю место. Такая вот форма лизоблюдства – лизоблюдства на метафизическом уровне. Но наивные бабушки очень сильно переоценивают свою примитивную мирскую расчетливость: подольститься можно только к смертному. К Богу же (если предположить, что он все-таки есть) – никогда, т. к. он все наши побуждения видит насквозь, оценивает нас по своим критериям и ничего выгодного (взамен на место в Эдеме) мы – смертные – ему предложить не можем.
…Уж так повелось, что все возвращается «на круги своя». Где-то лет с 50 у женщины начинается процесс медленного «впадания в детство». Об этом повествует фонвизинская поговорка: «Набиралась ума-разума, да скончалась от маразма». Старения предотвратить не удастся – пресловутый закон природы. Что же происходит с человеком? Постепенно нивелируется накопленный жизненный опыт, человек становится вновь по-детски наивным и доверчивым (потому-то бабушки и являются легкой добычей для сект и аферистов); теряются навыки смены масок, столь необходимых для выживания в этом волчьем мире (потому внутренняя мотивация многих их поступков видна невооруженным глазом, и всяческие попытки применения «лицедейства» терпят фиаско).
Не менее печален тот факт, что человек не замечает двух вещей: 1) собственной деградации; 2) собственных недостатков. А в пожилом возрасте (в силу все тех же предрассудков о возрастной субординации и псевдозависимости степени мудрости от возраста) такое качество, как самокритичность, вообще напрочь отсутствует. Отсюда и любовь к «судейству» (точнее, к вершению «самосуда»).
Вы, возможно, сочтете меня бесстыжим святотатцем. Но поверьте, я не хотел этим материалом никого оскорблять. Просто отразил некоторые кажущиеся мне забавными штрихи в поведении наших любимых бабулек. И я точно знаю, что в старости (если таковая будет) тоже буду казаться таким же смешным, и какой-нибудь борзописец так же будет стебаться надо мной. Но у дедушек немного другие чудинки. О них я вам поведаю как-нибудь в другой раз.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2006-12-07
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|