Нас не обидят на работе –
мы кодекс знаем лучше них!
Наверняка многие из вас уже давно трудятся во благо родной страны. Кто-то печатает на компьютере документы или общается с клиентами, кто-то стоит за кассой или работает в торговом зале, есть еще те, которые пекут булочки, проявляют фотографии, разносят почту, лечат, учат, смотрят за детьми, водят маршрутки и троллейбусы, выращивают овощи, словом, трудятся на всевозможных частных, получастных и государственных предприятиях.
Но, несмотря на то что все мы занимаемся такими разными делами, кое-что нас все-таки объединяет. Это наши права. И, помятуя о Всемирном дне защиты прав человека, который отмечается 10 декабря, хочется поговорить именно об этом.
Все дело в том, что права работников, впрочем, как и многие другие, частенько нарушаются. Естественно, отнюдь не с согласия новоиспеченного сотрудника.
Но ситуация вовсе не безнадежна! Есть способ, с помощью которого можно эффективно, а главное, вовремя поймать за руку недобросовестного работодателя, навязывающего вам выгодные лишь для него условия. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Как это ни старомодно звучит, но наша сила – в знании!
Поэтому мы сейчас... м-м-м... прикинемся невидимками и отправимся вслед за нашим героем Александром. А уж он наглядно покажет на собственном примере, что может произойти с беззащитным работником, а главное, как надо поступить, чтобы себя, бесценного, защитить.
Для наглядности воспользуемся информацией и руководством Государственной инспекции труда в области. Кстати, с января по октябрь 2006 года на личном приеме у инспекторов побывало 3728 человек. А всего в Волгоградской области больше полутора миллионов трудящегося населения.
1. Итак. Александр приходит в организацию «Пили-бей», которая производит машинные детали, и – о счастье! – его берут на работу! Но не спешим радоваться, потому что составлять письменный договор организация тоже почему-то не спешит. А ведь заключаться он должен сразу же и в письменной форме. Саша об этом напомнил, но спустя время, когда договор уже был на руках, обнаружил в нем подозрительные изменения. В том числе в договоре говорилось об уменьшении заработной платы без учета условий, предусмотренных трудовым кодексом. Здесь же было сказано о сокращении премий. А объемы работы, наоборот, были увеличены. Работодатель был обязан сообщить об этом не позже чем за два месяца!
2. Вот уже два месяца как Александр вкалывает в поте лица. Не покладая рук, день за днем он выполняет свои обязанности, надеясь на достойное вознаграждение. Настает вожделенная дата, и Саша отправляется в бухгалтерию за законной денежкой. Но... Увы, рублями еще и не пахнет. К сожалению, такие нарушения встречаются сплошь и рядом. Только за 9 месяцев госинспекции пришлось столкнуться с 455 подобными случаями. Да-да, больше всего жалоб и, соответственно, проверок приходится на сложный вопрос оплаты и нормирования труда. Кстати, с начала года по октябрь задолженность по зарплате удалось снизить на 63%, так что положительная динамика все-таки налицо. А вот основная доля задолженностей приходится именно на обрабатывающие производства...
3. Но задержка не единственная проблема. Работодатель вдруг вздумал начислить зарплату ниже установленного государством минимального размера оплаты труда! С этим непременно нужно бороться. Кстати, любой работник должен ежемесячно в письменном виде получать информацию о составных частях своей заработной платы. Должно быть также видно, какие произведены начисления или удержания.
4. Александр обнаружил, что в коллективном договоре его организации есть пункты, ухудшающие положение его и его коллег по сравнению с трудовым законодательством. Например, установлены размеры штрафных санкций за допущенные дефекты в работе. Также там был пункт, предусматривающий отгулы за сверхурочную работу, которые можно взять в течение 10 дней с разрешения администрации. Ай-ай-ай!
5. Сашу заставили задерживаться на работе и выходить в праздничные дни, что, конечно же, является нарушением, ведь своего согласия он не давал! Напомним также, что накануне праздников рабочий день должен быть на час короче. А еще в любой организации есть график ежегодных оплачиваемых отпусков. Александр свой не использовал, так что вправе ждать денежной компенсации.
6. В «Пили-бей» работает больше 50 человек. А вот должности специалиста по охране труда там не предусмотрено! Даже не разработано положение о системе управления охраны труда. Словом, в этом направлении не ведется никакой работы! Что, между прочим, может привести к несчастным случаям на производстве. Кто, скажите на милость, будет следить за тем, чтобы персонал допускался к трудовому процессу во вредных и опасных условиях без предварительного медосмотра? Кто будет проверять состояние здоровья водителей перед командировками? Кто проследит за обязательным социальным страхованием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний? А разработка инструкции о мерах пожарной безопасности? А контроль над тем, чтобы на лестницах, стремянках и других подобных вещах были указаны инвентарные номера и даты следующего испытания, чтобы все лампы были заключены в арматуру, а опасные механические приборы снабжены защитными кожухами?
В некоторых организациях грузоподъемные механизмы вообще используются неиспытанными, что приводит к смертельным случаям. Такие, например, произошли по причине несоблюдения норм охраны труда на ООО «УМР-2000», ОАО «Химпром», ОАО «Волгоградский керамический завод». Меньше чем за год Государственная инспекция труда расследовала 396 несчастных случаев.
7. Александр выполнил работу, в процессе которой совсем немудрено испачкаться. А ему не выдали мыла, да и средства индивидуальной защиты предлагались работникам без сертификата соответствия или же вообще не выдавались! Ну и, конечно, не использовались личные карточки для учета и выдачи спецовки. Кроме того, никто не следил и не испытывал диэлектрические перчатки и не проверял переносные электроприемники (электродрель, например). Да еще и «зажали» молоко, которым работодатель должен компенсировать затраты здоровья работника. Э-э-эх...
Кстати, за девять месяцев госинспекции пришлось разобраться с 335 подобными случаями и научить уму-разуму 1730 работников по охране труда.
8. Помучавшись, Александр решил уволиться (немудрено!). Однако трудовую книжку работодатель ему возвращать тоже не торопился. Что уж говорить о своевременном уведомлении о необходимости ее забрать, которое обычно высылается работнику по почте! Могло случиться и так, что при увольнении (незаконном, в данном случае) в приказе отсутствовала бы ссылка на дисциплинарный проступок сотрудника или сослались бы на неверную статью ТК, или – еще хуже – записали бы не в ту графу... Чего только не бывает!
Кстати, возьмите на заметку: нельзя также уволить муниципального служащего по причине сокращения штата или реорганизации органа местного самоуправления. Потому что работник имеет право рассчитывать на переподготовку за счет средств этого самого местного бюджета, во время которой зарплата ему продолжала бы поступать в прежнем объеме. Теперь самое главное: все возникшие проблемы можно решить. Для этого вам просто необходимо проконсультироваться со специалистами Государственной инспекции по защите труда.
Делать это можно на личном приеме или каждую пятницу по тел. 94-92-00.
Мария Борисова
Опубликовано: 2006-12-14
|