Страна, где любят повторять:
«Ом мани падне хум»
У кого как, а мое знакомство с тонким Востоком началось ну абсолютно неромантично.
В начале ноября в половине восьмого утра сорок совершенно не выспавшихся подростков выехали из Волгограда в сторону Республики Калмыкия. «Куда это их понесло?» – спросите вы. Оказывается, все совершенно невинно – на экскурсию, у которой имелось аж три названия: «Россия и Восток», «Храмы трех религий», «В Страну Будды». Дело в том, что наше путешествие предполагало посещение православной церкви, мусульманской мечети и буддийского хурула в Элисте.
Первая остановка была в селе Малые Чапурники, где стоит мусульманская мечеть, построенная в первой половине XIX века. Там мы пообщались с самым молодым имамом России, подержали в руках старинные книги на арабском языке и вообще узнали, что же это за религия такая – ислам.
В селе Дубовый Овраг мы зашли в православную церковь Святого Никиты Мученика. Зашли и подумали, что уже воспарили на небеса – все вокруг яркое, светлое, красочное, преобладают голубой и белый цвета, много золотой краски. Но самое удивительное, что мои, казалось бы, совершенно далекие от религии одноклассники читали написанную на сводах храма молитву «Отче наш», покупали иконки, ставили свечки за здравие родных и вообще вели себя на удивление скромно. Да, церковь действительно творит с людьми чудеса... Во всяком случае, хотя бы на время.
Думаю, пограничный знак между Волгоградской областью и Республикой Калмыкия, который в народе называется «Сайгаки», нас не забудет. Мои одноклассники оседлали бедных «зверюшек», повисли у них на ушах и хвостах, щекотали им брюхо. Ну, просто цирковой номер «Обезьянки на сайгаках», да и только!
После такого шоу нас немного боялись высаживать из автобуса в центре Элисты, дабы не распугать местных жителей. Мы сказали, что притворимся гостями из Лондона и не будем орать на всю улицу... по-русски! Мы действительно шли очень тихо до памятника Белому Старцу (чем-то он похож на нашего Деда Мороза), пока проходившие мимо калмычки не выразили свое восхищение нашими парнями громким: «ЖЖ!»
Элиста – очень красивый город красно-золотого цвета, чистый, ухоженный. Количество памятников поражает: на 100 тыс. жителей приходится 100 скульптур, среди них образы буддийской мифологии, восточных легенд и реальные герои калмыцкой истории и культуры. Гуляя по городу, мы видели лишь малую толику. Например, огромный молитвенный барабан «Кюрде», статую Будды Шакьямуни, Золотые Ворота «Алтн Босх» (проходя через них, ты посылаешь в космос 10000 положительных сигналов, которые вернутся на землю увеличенными в 100 раз).
Обедать нас повели в президентский центр «Уралан» (между прочим, назван он был в честь местной футбольной команды). Там мы впервые в жизни попробовали блюда калмыцкой кухни: махан (мясной суп-лапша), береки (почти пельмени), джомбу (калмыцкий чай) и борцоки (хворост). Кстати, при приготовлении джомбы чай надо засыпать в кипящее молоко, добавлять туда бараний жир и потом все это... посолить. Блюдо на любителя, но некоторые личности из моего класса выпили аж по два стакана.
Увидев из окна автобуса величественный буддийский храм, все были просто в шоке. Такого грандиозного здания никто из нас никогда не видел! Вокруг хурула расположены 17 ротонд со статуями Учителей Будды и 108 молитвенных барабанов, а внутри находится 10-метровая золоченая статуя Будды. Ничего подобного больше нет нигде в мире! «Гол Сюме» – Золотая Обитель Будды Шакьямуни – является уникальным сооружением на Земле.
Еще перед отъездом в родной Волгоград мы побывали в знаменитом Городе Шахмат – «Сити Чесе», где поиграли друг с другом метровыми белыми и черными фигурами и сфотографировались с Остапом Бендером.
...Дорога назад показалась короткой. Нам не хотелось, чтобы этот чудесный день заканчивался. Хотя воспоминания, конечно же, останутся с нами на всю жизнь. И думаю, даже закончив школу, мы будем смеяться над шутками «из Элисты». Через пять, десять и даже через двадцать лет... А выражение «ОМ МАНИ ПАДНЕ ХУМ» будет не просто набором странных звуков, а волшебными словами, делающими мир гармоничней, – словами буддийской мантры.
Анастасия Полякова,
Воскресная школа
журналистики при ВИМПСР
Опубликовано: 2006-11-23
|