Николаевку спасут птицы счастья, пифосы и... талантливые дети?
Побывать в детском центре народных ремесел, что существует в городе Николаевске уже пятнадцать лет, мне захотелось прежде всего из-за названия. Уж больно оно показалось мне творческим. За скрипучей дверью действительно располагалось художественное царство-государство: написанные маслом картины, букеты из сухоцветов, сплетенные из лозы корзины, гипсовые бюсты и прочие тревожащие творческое воображение атрибуты.
Правда, неспешно полюбоваться этими прелестями у меня не получилось – несмотря на довольно солнечную погоду на улице, в центре ремесел царил жуткий холод. «Наверное, здесь ни одного кружковца-то не найдешь – все по домам греться разбежались!» – подумала я и ошиблась. За одной из дверей я услышала воодушевленные детские голоса, время от времени перекрываемые спокойным мужским баритоном. Ого, оказывается, есть жизнь на Марсе!
...Николаевский центр ремесел может похвастать уникальной студией, в которой преподаватель Станислав Горбунов учит ребят плести из соломки. И хотя из рук студийцев «вылетают» и «выходят» пока не самые совершенные туески, куклы, браслеты и птицы счастья, главное, что творят поделки ребята с бо-о-ольшим азартом.
– Увлеченных плетением из соломки в моем кружке всего человек семь, – делится Станислав Юрьевич. – Это же очень кропотливое занятие! Чтобы ажурно инкрустировать соломкой небольшую картину, времени потребуется целый месяц. Но инкрустация – это высший пилотаж «соломенного» искусства. По точности, воздушности и эстетичности инкрустация соломкой сродни ювелирному мастерству. Это не каждому по силам. Творческим, я имею в виду...
Лепка из глины – более понятный для большинства юных николаевцев жанр – вовлекла в свои ряды ребятишек двадцать. Лепят они под чутким руководством все того же Станислава Горбунова игрушки, свистульки, кукол, зверюшек, посуду и даже светильники.
– Мое увлечение народными ремеслами началось с обыкновенной глины, которая валяется под ногами, – улыбаясь, рассказал он. – Вдруг спонтанно захотелось слепить кувшин... Оказалось, что лепить эту посудину не так уж просто. Общепринято два варианта – при помощи гончарного круга и ленточным способом. Так делали, например, пифосы в Древней Греции. Но это я сейчас такой умный. А сначала, когда увлекся, пришлось столько книг перелопатить! Да и сейчас знаний мне ох как не хватает. Самоучка же...
Не хватает Станиславу Юрьевичу не только знаний и образования (смущаясь, он рассекретил мне, что мечтал учиться на декоративно-прикладном отделении института искусств и культуры, но помешали смутные перестроечные времена), увлеченных кружковцев (преподаватель уверен: художественно одаренных ребят в Николаевке гораздо больше, надо только убедить родителей, что в жизни эти знания детям пригодятся), но и самой насущной для гончарного искусства вещи – муфельной печи. Глиняные вещицы Горбунов с учениками обжигают прямо на костре. Вариант, конечно, но несерьезный какой-то. Не учат детей гончарному ремеслу кое-как...
Выпускник Камышинского училища искусств, преподаватель того же центра Геннадий Пожаров работает в нем уже третий год. В его ведении – изобразительное искусство, а если совсем уж точно, рисунок, живопись и композиция. В его группе занимаются и вовсе пять юных художников.
– Думаю, что мои девятиклассники: Сергей Башко, Анна Овчаренко и Алина Викторова свяжут свою жизнь с искусством, – сказал Геннадий Валерьевич. – Но даже если не свяжут, не беда. Все-таки занятия живописью уже изменили их мировоззрение – они научились видеть гармонию и стремиться к ней всеми силами. А именно стремление к гармонии является залогом того, что человек не станет преступником. В этом, наверное, суть фразы: «Красота спасет мир». Если ее расшифровывать более точно, то, на мой взгляд, должно получиться: стремление к внутреннему и внешнему совершенству спасет наш чудесный мир...
Не знаю, как мир, а вот преподаватели Николаевского детского центра народных ремесел в ближайшие два года тоже ожидают своего спасения или... окончательной смерти. Дело в том, что это учреждение дополнительного образования вполне могут перевести на самофинансирование. И получается тогда, что птицы счастья, пифосы и картины должны будут не просто радовать взгляд неискушенных зрителей, а искать ценителей. Причем за деньги. А это для современного российского райцентра – о-огромная роскошь.
Мы поинтересовались достоверностью неблагоприятных для центра «самоокупаемых» перемен у председателя отдела по культуре Николаевского района Николая Андриевского.
– Точно наше учреждение называется – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Николаевская детская школа искусств». «Детский центр ремесел» – старая вывеска, к которой просто все привыкли и поэтому до сих пор активно ею пользуются. Из нового названия ясно, что главная функция – образовательная. Поэтому мне странно слышать, о каком самофинансировании идет речь? Это все равно что сделать самоокупаемой музыкальную школу или театральную студию!
Прокомментировать ситуацию с Николаевской детской школой искусств мы попросили и ее директора Виктора Золотарева.
– В районном бюджете на наш центр заложено всего две статьи расходов – зарплата преподавателям и коммунальные услуги. На остальное денег нет. Но, судите сами, «остальное» предполагает не менее важные вещи. Например, сейчас я обиваю пороги, чтобы добиться 500 тысяч на ремонт кровли. Во-вторых, необходимо утеплить наше учреждение – оно очень холодное, тепло из него выдувает. В-третьих, чтобы у детей появился стимул учиться и творить, надо вывозить их на выставки, конкурсы хотя бы в другие районы и в Волгоград. Где брать финансы? Родители оплачивать эти поездки не в состоянии – для многих даже наша родительская плата в 70 рублей тяжела... Изнашиваются мольберты, столы, стулья, рвутся и морально устаревают книги. Как все это пополнить? За счет родительской платы? Но она не резиновая! Вот и задумаешься тут, где и как можно еще заработать денег...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2006-11-23
|