«Формат» против рока
Что такое альтернативная музыка, знает вся современная молодежь.
Этот музыкальный стиль, пришедший к нам (естественно) с Запада, пользуется в последнее время огромной популярностью. Музыкальных проповедников «гламурной жизни», играющих псевдоэмоциональный полурок, становится все больше. Волгоград не исключение. В ночных клубах регулярно проводятся концерты и фестивали альтернативной музыки. Молодые дарования растут, как грибы, «продвинутые» «клубятся», и вроде бы все прекрасно. Однако есть одно НО…
Ночные клубы, охотно устраивающие «альтернативные» концерты, с гораздо меньшей симпатией относятся к исполнителям других музыкальных направлений. Хард-рок, панк, хэви метал, фолк и многие другие стили, не говоря уже об акустических рок-бардах, злостно игнорируются администрациями большинства клубов (а клубы сегодня – чуть ли не единственная возможность музыкально самовыразиться). «Что играете? Русский рок? Панк? НЕ В ФОРМАТЕ!»
Кто и зачем придумал такую пошлую глупость, как «формат», – одному Богу ведомо. Но это словечко безжалостным монстром встает на пути молодых музыкантов, по тем или иным причинам не играющих «модную», «европейскую» музыку. При этом среди «неформатных» коллективов немало весьма интересных, самобытных и имеющих свою верную аудиторию. Такими музыкантами движет не стремление «продаваться», успешно копируя (или пародируя?) Запад, а истинный творческий поиск себя в музыке и поэзии. Теперь подобные личности, как и их аудитория, оказались в самом настоящем вакууме и довольствуются домашними записями и «квартирниками», которые почему-то не приводят в восторг далеких от искусства соседей.
Станислав «Слайвер», лидер группы «Возрождение»:
– Да, в клубы нам путь заказан. У них своя политика, «Запад», MTV, мальчики гламурные, вся эта альтернатива… А наша музыка – воплощение русской души. Мы отталкиваемся от народного творчества, от корней, а это, к сожалению, не очень-то модно.
– Но как же! – воскликнет непосвященный. – Ведь не сошелся же свет клином на этих клубах?! Ведь есть же, в конце концов, ДК!
А городские ДК, дорогой мой читатель, пора уже записывать в памятники древней архитектуры. Покинутые минкультом и забытые государством, они либо не имеют концертной аппаратуры, либо вообще не функционируют. Раньше, правда, своего рода отдушиной был ДК Петрова («Петровский рок-клуб»), но его администрация, выпуская на сцену всех подряд (некоторые просто не умели играть), добилась того, что народ просто перестал посещать концерты. Однажды на «петровскую солянку» пришло посмотреть… ровно три человека, после чего рок-клуб бесславно закончил свое существование.
Алексей «Фан», лидер группы «Глобальное Потепление»:
– Петровский рок-клуб, несмотря на все его недостатки, помог многим командам (и нам в том числе) выйти в люди, «засветиться», найти свой стиль и своего слушателя. Надеюсь, что-нибудь подобное еще появится. В таких заведениях люди занимаются творчеством, а клубы – это просто работа.
Еще был региональный фестиваль «Рок-конвейер-2004», так и не ставший ежегодным из-за отсутствия спонсоров, но вызвавший большой резонанс. Организаторами фестиваля были Д.Р. Арутюнов,
ректор института искусств им. Серебрякова, и телепрограмма «Неформат» о молодых рок-коллективах, снискавшая немалый успех, но вскоре закрытая (уж не в названии ли тут дело?). Вот что поведал мне один из музыкантов группы «Настоятель» – лауреата «Рок-конвейера»: «Рок-конвейер» – замечательный фестиваль.
– Побольше бы таких! Хороший зал, мощная аппаратура. А в клубах не любят настоящий рок, ведь это – музыка для больших залов, куда народ приходит послушать, оценить. А клуб – это кабак, там едят и пьют. Музыка там звучит фоном, а для нормальных музыкантов это очень обидно».
Последней надеждой «неформатных» музыкантов был клуб «Остап», лишенный «форматных» предрассудков. Он просуществовал весьма недолго, исчезнув так же неожиданно, как и появился. Денис Шинкаренко, арт-директор клуба «Остап»:
– Мы принимали коллективы самых разных направлений. Единственным критерием было наличие таланта, «своего лица». Народ ходил к нам с удовольствием, концертные графики составлялись на месяц вперед. А потом клуб закрыли из-за проблем с арендой. Жаль, конечно, так хорошо все начиналось…
И снова – вакуум. Снова все по-прежнему в волгоградском роке. Одни переквалифицируются в угоду всемогущему Формату, другие продолжают свой собственный творческий путь, веря в свою самобытность и в лучшие времена.
P.S. Я был приятно удивлен, узнав, что в Москве и Питере даже не слышали об этой проблеме. Хорошо развитая там система клубов охватывает все стили и направления музыки. Остается надеяться, что и в других городах нашей страны музыка не превратится из «качественной – некачественной» в «форматную – неформатную».
Алексей Подшибякин
Опубликовано: 2006-10-26
|