Когда «Раздоры» меняют к лучшему
Ранним июльским утром перед дверями Волгоградского педагогического университета начали собираться молодые люди, нагруженные сумками и рюкзаками. Кто это? Туристы, путешественники, или, быть может, происходит великое переселение народов?
Сюрпризы русской Шампани
Нет, это просто для студентов-историков началась археологическая практика. Они отъезжали в станицу Раздорскую, что находится в одном из красивейших уголков нижнего Дона в Ростовской области. Донской Шампанью называют эти места. Вспоминает о поездке Алексей Владимирович Кияшко, доктор исторических наук профессор ВГПУ.
– Самое интересное началось, когда мы вышли на раскоп. Невозможно описать реакцию первокурсников, когда их лопаты натыкались на что-то твердое. Находка! Керамика! Кремень! Правда, в первый день раскопа нам чаше всего попадались куски шифера или стекла. Но уже скоро начались и настоящие сюрпризы.
Да, несколько слов о самом памятнике «Раздоры-I». Это поселение, существовавшее со времен неолита (примерно 8-е тысячелетие до
н. э.) и до Средневековья. Впервые экспедиция попала сюда в 1981 году и работала постоянно вплоть до 1996 года. Потом раскопки на несколько лет приостановились и возобновились лишь три года назад.
В этом году мы раскапывали слой, относящийся к периоду перехода от каменного века к медному (энеолит). Памятников этого времени сохранилось очень мало. Мы обнаружили несколько очажных пятен, нашли интересные образцы керамики и кремневых орудий. Продолжили работы на обнаруженной в прошлом году землянке.
Ликбез без газовой плиты
Людей в экспедицию приезжает много. Это и первокурсники, проходящие археологическую практику, и студенты, которые были практикантами несколько лет назад, и выпускники, которые уже давно покинули стены родного вуза, и много-много гостей из других экспедиций. Все это создает некую преемственность поколений, особый мир, который манит людей и заставляет приезжать снова.
Гордиенко Сергей, IV курс Ростовского государственного университета:
– Это уже третья моя экспедиция в Раздорах. Почему приезжаю? Здесь есть какое-то очарование. Раздоры меняют человека, будят в нем все лучшее.
Илья Кузьмин, IV курс ВГПУ (впервые попал в Раздоры два года назад):
– Мне уже трудно представить свое лето без месяца раскопок. Весь «фокус» в особой экспедиционной атмосфере, которая здесь царит. Такого нигде больше не найдешь!
Яша Кияшко, 16 лет (из нашей молодежи он самый «бывалый». Шутка ли, с двух лет в экспедициях?!):
– Недавно по дороге на раскоп я посмотрел на свою тень и увидел, что она больше, чем была в прошлом году. Да-а-а… Но ведь прошло столько времени, а я это осознал только сейчас! Соприкосновение с природой меняет человека. Те же первокурсники, когда они только приезжают сюда, зависят от множества вещей, так называемых благ цивилизации, а здесь учатся жить без них. Костер вместо газовой плиты, палатка вместо комнаты.... Здесь легко заводить знакомства, можно лучше узнать человека, когда живешь и работаешь вместе с ним.
Что может чугунок
Посчастливилось нам во время экспедиции заняться и подводной археологией. Все началось с того, что однажды утром, стоя на высоком берегу Дона, в воде мы заметили тень некоего сосуда. По воле случая у нас в лагере оказалась маска для ныряния и дыхательная трубка. С этого и началось обследование отмели, находящейся как раз под местом наших раскопок.
Венцом поисков оказался тот самый таинственный сосуд, что привлек наше внимание. Им оказался… чугунок, произведенный в СССР. Что ж, прекрасная емкость для приготовления всевозможной снеди! А еще чугунок сослужил нам немалую службу во время празднования посвящения в археологи первокурсников.
В этом году нашим практикантам предстояло превратиться в… рабов, которые должны были вырваться из рук работорговцев, лишь пройдя целую серию испытаний. Например, снайперское метание кухонной утвари в тазы, неожиданное обливание холодной водой и многе другое. И только услышав от некоего иностранного профессора (роль которого чудесно исполнил Виктор Витальевич Цыбрий, один из организаторов Донского археологического общества) слова: «O! Ja! Ja About!», первокурсник мог считать, что он стал настоящим археологом...
Илья Скворцов
Опубликовано: 2006-10-05
|