|
|
«Код да Винчи» по-русски
После нашумевшей книги Дэна Брауна сотни тысяч людей по всему миру начали азартно разыскивать в окружающих предметах скрытые символы. Хотим сообщить, что пласт отечественных «зашифрованных посланий» ничем не уступает тайным знакам тамплиеров и иже с ними.
Почему кудрявится хвост
у волка?
Путешествующие по «Золотому кольцу России» восхищаются белокаменной резьбой и росписями церквей и старинных палат. Между тем мало кто знает, что изображенные на них добродушные волки с кудрявыми хвостами – отнюдь не декоративный прием средневековых художников. Дело в том, что славяне Сербии и Руси считали: волк приносит удачу и может предсказывать урожай. И их изображения с пышными хвостами стали символом набравшего силу растения. Таинственным образом волк связан с культом «солнечных птиц» – журавлей. Недаром в сказках именно он помогает найти Жар-птицу! Славяне заметили, что появление журавлей, выведение ими птенцов и отлет на юг совпадают с весенним равноденствием, летним солнцестоянием и равноденствием осенним. Рядом с танцующими журавлями изображался еще один зверь – семаргл. Этот волшебный крылатый пес был тесно связан с землей, почвой и корнями растений. Интересно, что его образ пришел из Азии и изначально являлся знаком доблести и верности. Довольно часто на росписях встречается лев с лихо изогнутым хвостом. Лев славян символизировал Солнце и живой огонь.
Кстати, «дождевой» волнистый узор и знаменитые славянские «солнышки» вырезают даже на стенах современных коттеджей. Эти символы называли «громовыми знаками». Считалось, что они спасают дом от пожара и молнии.
Секреты церквей
Классические линии соборов XVIII и XIX веков также хранят свои секреты. В них нас посвящала выпускница специальности «дизайн архитектурной среды» Волгоградской строительной академии Дина Давыдкина.
– Работа моей сокурсницы Анны Ряховской была посвящена реконструкции камышинской улицы. Она формировала фасадные группы, делала объемный макет, – рассказывает Дина. – А я в своем проекте рассматривала один из расположенных на этой улице объектов – подворье архиерея и храм Вознесения Господня. Задачей моего дипломного проекта являлось воссоздание исторически утраченной среды. Комплекс подворья, помимо храма, включал в себя дом архиерея с кабинетом для приемов посетителей, гостиницу, воскресную школу, ротонду для водосвятных молебнов и парк. Некогда этот ансамбль был решен в характерном для конца XIX века александровском стиле – его образцами является Летний сад в Петербурге. Мы работали, изучая архивные материалы и сохранившиеся аналоги – Исаакиевский и Казанский соборы в Петербурге. Большую роль сыграла наш руководитель, доцент Серебряная. Валентина Васильевна – искусствовед, историк, она специализируется по связанным с реконструкцией работам. Помогло то, что я много ездила по монастырям, жила в Сергиевом Посаде и занималась в тамошней иконописной мастерской, которая считается лучшей в России.
Как каменная книга
В архитектуре православного храма нет ничего лишнего, он насыщен понятными для сведущего символами. Так, прямоугольный храм означает ковчег, круглый – вечность… Пятиглавая церковь есть символ Христа и четверых евангелистов, трехглавая – Троицы. Храм можно читать, как каменную книгу. Интересно, что со временем храмы становились все живописней. В старинных византийских церквях ничто не должно было отвлекать молящегося, потому они были очень стилизованы, сжаты. В более поздних греческих церквях уже присутствуют мозаики, иконы, образы святых, а деятели русского модерна – например, художник Виктор Васнецов – создавали яркие, насыщенные этническими орнаментами храмовые интерьеры.
Два месяца я занималась в посадской иконописной мастерской игумена Луки. Наш учитель, отец Ювеналий, говорил, что в иконописи в отличие от светского искусства не стремятся передать страсть или силу, используя другие символы. Например, почему иконописные лики всегда отличают большие глаза? Это знак духовности. А маленькие тонкие губы писали потому, что многословие есть грех. В иконописи совершенно не используется черный, греховный цвет – темных оттенков добиваются смешением красок. Лики на иконах и фресках сперва прокладывают зеленым цветом – это специальный прием, который позволяет создать иллюзию живой кожи, сквозь которую просвечивают жилки. Этот секрет иконописцев художник Иванов использовал при написании своей знаменитой картины «Явление Христа народу».
О чем расскажет ель?
В ходе разработки проекта я увлеклась ландшафтным дизайном. Во всех религиях мира рощи и парки являются преддвериями храма. Сад – это образ рая… Здесь нужно пояснить: монастырские сады располагались в местах уединенных. Монастырь – это особенное место. Вступая в общину, человек уходит от мирской суеты, умирая для светской жизни; недаром будущие монахи при постриге трижды падают по пути к алтарю. Монастырское же подворье – это резиденция архиерея, и оно в бoльшей степени направлено на светскую жизнь прихожан. Потому и парк подворья отличается от функциональных монастырских садов с плодовыми деревьями. При разработке парка я использовала папоротники, самшит, ели – эти растения хорошо держат форму, а их «вечнозеленость» символизирует вечность.
Вот такие истории скрыты за зелеными куполами церквей и птицами с девичьими головами.
Вика СМИРНОВА
Опубликовано: 2006-10-05
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|