Приключения Черного кугуара
Это была голая, как пустой стол, равнина, заполненная серой пылью – мелкой, словно пудра. И изо дня в день мы просыпались среди этой пустыни, ехали вперед, становились на ночевку, а пейзаж оставался прежним, и казалось, что мы вернулись на прежнее место. Ориентиров не было никаких, мы шли по GPS-навигатору. Самое интересное, что его производитель, фирма Garmin, официально указывает в инструкции: «Мы не несем ответственности за вашу жизнь, если в дороге вы руководствуетесь указаниями только данного прибора». Так мы проехали через плато Устюрт.
«Караван»
всехдорог
Еще весной мне обещали устроить неформальную встречу с байкерами, которые будут возвращаться с астраханского экстрим-тура и остановятся погостить у волгоградских коллег. Моим собеседником, и собеседником интереснейшим, оказался ехавший из своего одиннадцатого «Каравана» москвич Антон Ткаченко.
– Ни в каком клубе я никогда не состоял, хотя со многими клубами в разных городах поддерживаю самые дружеские отношения и езжу в гости. Я, так сказать, вольный байкер, чем и горжусь. Что до «Караванов», то идея принадлежит Ивану Ксенофонтову, автору всех наших песчано-экстремальных маршрутов. А еще он мастер спорта по мототуризму и сопредседатель Туристско-спортивного союза России. На первом «Караване» мы, следуя старинным путям караванов, проехали через кусочек Астраханской области, Казахстан, Узбекистан и Туркмению. Были и на Аральском море, одолели Устюрт. В этом походе я проехал восемь тысяч километров, мотик угробил начисто, – рассказывает Антон. – А теперь люди приезжают, становятся базовым лагерем, совершают выходы в пески, в перерывах охотятся, ловят рыбу. Общаются. Ведь байкеры достаточно закрытая субкультура, и ты теряешь себя, не контактируя с себе подобными. Это и есть концепция на сегодняшний день. В этом году группа Ксенофонтова пыталась пробиться к реке Урал, той его части, что течет через Казахстан. У них было три экспериментальных мотоцикла, не все машины показали себя с лучшей стороны, и пришлось вернуться раньше намеченного. Зато появилась цель – достичь Урала в следующем году. Из спортивно-технического центра «Форсаж», это военный городок Светлый Саратовской области, приезжают совершенно потрясающие люди. Их капитан, Владимир Владимирович Бачкин, каждый год привозит человек десять-пятнадцать своих пацанов. Думаю, им повезло: Володя суровый, но справедливый и добрый, очень добрый человек. Я бы сказал, что он помогает им узнать себя – ходить в косухе и строить из себя крутого байкера может всякий. Пустыня все расставляет по местам, и кто ты – мужик или сопляк – видно очень хорошо. Конечно, особые требования предъявляются и к подготовке участников, и к машинам: допустимы лишь мотоциклы класса «эндуро», с увеличенным объемом бензобака, и воздушные фильтры несколько иной конструкции. Не пиши, пожалуйста, что «Караван» – это фестиваль. Это ралли-рейд. Второй и третий «Караваны» стали попытками вернуть прошлое. Неудачными попытками – видно, настоящий «Караван» может быть только раз в жизни.
Судя по всему, знаменитый съезд байкеров может быть еще и только в одном месте, на юго-востоке Астраханской области, у реки Кигач – крайнего со стороны песков рукава волжской дельты. Пустыня. Безлюдье. Осыпающийся песок. Тысячелетний ветер. Скрытые за линией горизонта полусекретные военные полигоны. Это одна, киндзадзашно-азиато-ирреальная сторона «Каравана». А вторую составляют щедрое южное солнце, славные астраханские арбузы, раки, невероятный для горожанина простор и радость встречи с единомышленниками. «У людей есть точки соприкосновения. А мотоцикл – это целая плоскость соприкосновения», – так сказал летчик гражданской авиации и байкер Виталий Ганели из Борисоглебска.
– Пару раз мы пробовали провести «Караван» в Арчединских песках. Но как-то там не так: верблюдов нет, казахов нет… Экзотика пропадает, и остается просто большая песочница. В пустыне же все абсолютно иное, даже костры из саксаула горят без дыма и почти без огня. В этом году волжский разлив не удался, и я был потрясен, проехав по сухому дну своих любимых охотничьих озер на мотоцикле. Ведь обычно все озерца и лужицы наполнены водой, в небе – миллионы цапель… Волков там много, антилопы бегают, степные лисички – корсаки. К слову сказать, это очень простодушные зверьки, не как в русских сказках. На обратном пути заезжал посмотреть гору Багдо у озера Баскунчак. И Багдо не пустила меня – я явился к ней неготовым. Я поездил-поездил вокруг, да так и уехал, не поднявшись на вершину. Своими глазами видел, как грузовой состав просто въезжает в соляные залежи Баскунчак через озеро, по специально проложенной ветке, грузит соль и выезжает. Еще и заблудился в степи, ориентировался по этой горе и шуму дальних поездов. Проезжал совершенно пустые заводы – работа идет, станки шумят, а людей нет. Пустыня усеяна осколками мишеней и ракет – неподалеку Капустин Яр, военные испытывают оружие. Обломки новых моделей они собирают,увозятссобой–военнаятайна…
Я ведь и сам военный в чине майора. Служба идет год за полтора, и отпуск большой, есть возможность путешествовать. А по образованию я инженер-электронщик. Наверное, хорошо, что я не «кастовый» офицер, ушли бы какие-то моменты мировосприятия.
Саамская женщина и озеро Хорошенькое
Наверное, из свободы вольного байкера и большого отпуска и проистекают колоссальное количество пройденных километров и интересные маршруты.
– На мотоцикле я проезжаю в год тысяч двадцать километров, всего наездил около двухсот пятидесяти. Первый мотоцикл, зеленый «Урал», был куплен после армии с чисто утилитарными целями, возить какие-то вещи на дачу. Вот так года два я покатался, и меня, что называется, зацепило. Потом был черный «Днепр», а сейчас у меня Черный Кугуар, колясочный «Урал» ИМЗ-8.1037, двигатель на 750 кубиков. А краеугольный вопрос – жена или мотоцикл – нужно разрулить таким образом, чтобы выбор не вставал и остались и семья, и мотоцикл. Моя жена сама дочь байкера, в путешествия мы ездим вместе.
«Караван» стал второй большой поездкой за это лето. В июле мы ездили на полуостров Рыбачий, это в сторону норвежской границы от Мурманска. Самое интересное, что несколько лет назад мы с другом пытались туда проехать и не смогли – стратегически важный район, запретная зона… Теперь понимаю, что тогда мы просто не были готовы и Рыбачий нас к себе не пустил. После этого неудачного путешествия я нашел в Инете хорошую книгу о полуострове, «Осиротевшие берега» Михаила Орешта. Глаза раскрылись и, проезжая по Рыбачьему, я видел не просто горы и речки, а живую историю края. Только поэтому мы нашли саамскую женщину – не знал бы, проехал мимо груды валунов, а здесь сразу увидел – да, древняя скульптура саамов, вот голова, вот груди. Это древняя земля, ведь люди живут там уже восемь тысяч лет. Саамы, финны, в средние века славяне пришли… Есть там и наскальные рисунки каменного века, и могилы викингов, и сейды, священные летучие камни тундры: валун опирается на камни поменьше и словно парит над землей. Это очень красивый край: много озер, чистых форелевых речек, и диким оленям не столько страшно, сколько любопытно – кто это едет… Солнце во время полярного лета почти не садится, это очень непривычно. Когда стали останавливаться на ночлег уже в пять утра, то поняли – жить надо все-таки по наручным часам, а не по солнцу.
Есть такой хребет, Муста-Тунтури, укрепрайон фашистов. Это единственная точка советской границы, которую немцы так и не перешли. Битва там была просто чумовая, по ожесточенности это сравнимо только со Сталинградом. Подобного в мире, наверное, больше нет – все осталось таким же, как шестьдесят лет назад. Ведь на Севере нет гнили, и вещи консервируются, а снаряды, обломки военной техники никто не убирал – места безлюдные… До крайности необычно бродить по такому музею. Валяются гильзы, неразорвавшиеся мины, предметы обихода, великолепно сохранились дороги, доты, постройки. Превосходство немецкой техники видно очень сильно, и перед глазами прямо-таки вставала картина, как наши замерзшие и не слишком хорошо вооруженные солдаты карабкались на штурм по этим голым скалам, где даже некуда спрятаться от пуль, а сверху их косили из пулеметов прекрасно обученные и оснащенные горные егеря вермахта... Не сочтите за пафос, но я стоял, держа в руках горсть гильз, вперемешку немецких и от советской трехлинейки, пил водку за Победу, слезы катились из глаз, и меня распирала гордость – такого врага согнули!
Я проехал всю европейскую часть России. В Карелии и на Урале очень красиво, а вот Прибалтика меня не вдохновила. В прошлом году был в Западной Сибири, доехал до Тюмени. И знаешь, там нет красоты. Перелески и речки напоминают Подмосковье, но среднерусские леса нарядны, а в Сибири природа блеклая. Но я доехал до Тобольска, а там – ширь Иртыша. Очень величественно… Один берег пологий, на другом – обрыв высотой метров в сто двадцать. Сидишь на обрыве, пьешь чай, под тобой проплывают корабли. Если бы не Иртыш, совсем бы в Сибири разочаровался.
На обратном пути проезжал Самарскую область, увидел указатель – «Кривое озеро – 3 км, Хорошенькое – четыре». Я остановился, фотографирую, и мимо на бешеной скорости пролетают двое на мотоциклах. Они этого волшебного указателя даже не заметили. Зачем так ездить? Ничего не увидишь, только перед глазами прощелкают названия городов. Раз компания чешских байкеров отправилась на Байкал. Они точно так же пронеслись по России, увидев вместо страны таблички с городами...
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
Опубликовано: 2006-10-12
|