Мы – прах и пепел?
Нет уж, увольте!
Хрупкая женщина с именем Наджибат пришла в редакцию «Молодого» за последней надеждой. Увы, мы, журналисты, редко соглашаемся брать на себя роль истины в последней инстанции, той самой четвертой власти, способной обратить к «вопиющему в пустыне» взор и третьей, и второй. Хотя формально в бедах этой женщины вроде бы никто и не виноват...
Храм последней надежды
Наджибат вместе с мужем приехала в Волгоград из Дагестана в далеком 1992 году. Годом позже у Гасановых родилась дочь Вилена, а потом Наджибат с супругом развелась. И как восточная женщина, она сильно переживала по этому поводу: «Что подумают обо мне соотечественники?», «Смогу ли я вырастить без мужниной опеки ребенка, инвалида детства?», «Где и у кого буду искать защиты сама в чужой России?». А прибавьте сюда нелегкие поиски работы, трудности с жильем, проблемы со здоровьем у дочки...
Как и многие переселенцы, оказавшиеся в такой несладкой ситуации, Наджибат решила искать поддержки у Бога. И тут в дверь Гасановых постучались милые и доброжелательные представители вроде бы христианской конфессии «Свидетели Иеговы». Подарили красивый журнал «Сторожевая Башня» и предложили невинное: изучать Библию в любое удобное для хозяйки время (хоть по 15 минут в неделю!), искреннюю поддержку членов общины, а главное – приобщить к Богу семилетнюю болезненную Вилену. Именно мнение девочки стало решающим в выборе конфессии Наджибат: «Мама, это наша последняя надежда! Не отказывайся!»
В 2000 году Наджибат приняла крещение и стала полноправным членом собрания «Свидетелей Иеговы». Теперь она и Вилена должны были посещать еженедельные собрания общины и служить Отцу Иегове, неся слово о нем другим людям. Чтобы и те получили возможность приблизиться к светлому образу Бога и тем самым обрели возможность после смерти находиться в раю. Причем для служения Владыке Вселенной Наджибат должна была изыскивать любую возможность: ходить с журналами по вверенному ей участку и «сеять» его всем интересующимся, рассказывать о Боге тем, кто сейчас переживает сильный стресс и нуждается в покровительстве Небесного Отца, либо просто жертвовать деньги на благие дела...
В Зале Царства (название храма у «Свидетелей Иеговы»), который посещали Наджибат и Вилена, около выхода стояли (и стоят!) три деревянных ящичка для пожертвований. На первом из них написано: «На местные потребности», на втором – «На всемирное пожертвование», а на третьем – «На строительство Зала Царства». И Бог-Отец, и Сын Его Иисус Христос, и Святой Дух учили жертвовать анонимно, поэтому члены конфессии опускают туда небольшие суммы украдкой. От 5 до 50 рублей. Так же сначала поступала и Наджибат. Величина «денежки» зависела от зарплаты и настроения. Конечно, какие-то хорошие события «окрыляли» женщину на более весомые вклады.
Но в начале 2003 года, по словам Гасановой, она начала замечать странные вещи, которые стали происходить с ней. Пока Наджибат не положит в заветный ящичек всю свою месячную (!) зарплату, женщина чувствовала себя невыносимо плохо. Болело все: спина, голова, желудок, ломило ноги... Хотелось только спать, точнее, лежать в полузабытьи, чтобы только никто не трогал. Симптомы моментально проходили, как только эквивалент месячного труда на кране в чугунолитейном цехе ОАО «Росмашком» оказывался в «копилке Иеговы». На следующее утро состояние опять ухудшалось, но Наджибат была все-таки в силах идти на работу и трудиться. Правда, день ото дня, по мере приближения времени ко дню зарплаты, ее здоровье становилось все хуже и хуже. Если в день получки или на следующий женщина опять не передавала деньги Иегове, то буквально умирала – Наджибат казалось, что вот-вот из нее уйдут все жизненные силы и она покинет этот мир, оставив ребенка сиротой. Дагестанка еле живая шла в храм и... еще на месяц обрекала себя и Вилену на голодное существование. С апреля 2003-го по май 2005 года в доме Гасановых порой не было даже хлеба...
–
У меня было чувство, что я и дочка оказались в каком-то энергетическом рабстве, – говорит Наджибат. – Ведь такое положение дел распространялось не только на мою зарплату, но и на пенсию по инвалидности, которую получает Вилена, и на деньги, которые нам давали друзья и родственники... Но самое ужасное, что пойти с рассказом об этой ситуации я ни к кому не могла: скажут ведь, что женщина тронулась головой в своей церкви, правильно, да?
Последнее слово сказала опять же Вилена. Едва не падая в школе в голодные обмороки, дочка в сердцах как-то выговорила матери: «Мама, если этот жестокий Бог позволяет морить голодом даже детей, то зачем мы ходим к нему?»
Пожертвование или вымогательство?
И тогда, по словам Наджибат, после горячих молитв, обращенных к Богу, женщина отважилась сделать следующее: положить в тот самый ящик для пожертвований записку о своем бедственном положении – ведь Свидетели Иеговы на каждой проповеди говорят о том, что люди должны делать добро и помогать нуждающимся. Вот она и ребенок – нуждающиеся! Помогите! На что братья, выполнявшие роль старейшин, ответили примерно следующее: «Мы брать – берем, но назад – не отдаем». Тогда Гасанова выдвинула и вовсе запредельную угрозу – пообещала подать на обидчиков в суд.
–
Сколько ты хочешь, чтобы мы вернули? – испугавшись, как рассказывает Наджибат, выпалил брат.
– Всю сумму, – твердо сказала Гасанова. – Я взяла из бухгалтерии справку о доходах с апреля 2003-го по май 2005 года. Если вычесть те минимальные затраты, которые были нами сделаны на хлеб, молоко, стиральный порошок и туалетную бумагу (многие чеки сохранились!), то в среднем получится около 60 тысяч рублей.
Старейшины переглянулись и пообещали «решить вопрос».
Естественно, ситуация с мертвой точки так и не сдвинулась. Точнее, сдвинулась, но не в пользу Наджибат. Потому что большинство братьев и сестер этого собрания Свидетелей Иеговы восприняли поведение этой сестры как оскорбительное. Ведь их глазами ситуация выглядела примерно так: Надежда (для русских она часто представляется так) жертвовала Залу Царств все свои деньги, невзирая на голодное существование свое и ребенка. Наверное, она хотела завоевать себе место на небе близко от Бога… Ладно, это ее дело. Но в один прекрасный день она спохватилась и стала требовать обратно деньги, обвинять в чем-то старейшин, грозить судом... Позор! Так не поступают истинно верующие люди!
Наджибат Гасанова обратилась в милицию. У нее на руках имеется постановление, подписанное старшим лейтенантом милиции
М. Г. Ермяшевым и и. о. начальника ОД УУМ ТЗ РОВД В. А. Павловым, об отказе в возбуждении уголовного дела. В частности, там говорится: «Опрошенные руководитель Сватеев Р. В. и старейшины гр. Мишенев С. В. и А. А. Авдеев пояснили, что пожертвования в организации делаются добровольно и анонимно по мере возможности, и ни к каким методам принудительного воздействия для внесения пожертвования в данную организацию они не прибегают. Вместе с тем вышеуказанные пояснили, что есть второй путь внесения пожертвований – через Сбербанк на расчетный счет Управленческого центра «Всемирной организации Свидетели Иеговы», и в случае, если у лица, делавшего пожертвования, возникают претензии по возврату пожертвования, то ему его возвращают, что описывается в изучаемой ими литературе и доводится на собраниях. Однако Гасанова Н. П. делала анонимные пожертвования и высказаться об их размере не представляется возможным.
Анализ собранных материалов показывает, что обстоятельств, указывающих на то, что в отношении гр. Гасановой Н. П. были совершены противоправные действия, предусмотренные ст. 159 УК РФ, в ходе проведенной проверки выявлено не было».
В доме, который построил Иегова
...
Все, круг замкнулся: ни судебная, ни административная власть не могли помочь Наджибат Гасановой. Во всем кажется виноватой исключительно она. И, анализируя происшедшее с Гасановыми, я тоже мысленно пожимала плечами. До того момента, пока не решилась сама побывать в том самом храме на ул. Зеленогорской, 1, поздним субботним вечером...
Во-первых, добираясь до храма самостоятельно, я четко усвоила: мало кто из местных жителей догадывается, что с ними по соседству находится конфессия «Свидетели Иеговы». Многие считают, что это – большой частный дом.
Во-вторых, если прихожане (пардон за православную терминологию!) приходят «к Иегове» на своих двоих, то старейшины подъезжают к храму на дорогих авто. Да и их добротные костюмы бросались в глаза на фоне скромной одежды паствы.
В-третьих, внутри этот храм похож на симбиоз безликого офиса и лекционной аудитории. Только вместо компьютеров и столов – мягкие скамейки с грядушками, кафедра, стол. Окна плотно занавешены жалюзи, тяжелыми портьерами. Вспомнился принцип казино, в которых не должно быть солнечного света и часов: чтобы люди забывали, сколько сейчас времени и где они находятся. Часы на Зеленогорской, 1, есть, но они расположены так, что их видно только вещающим с кафедры...
В субботний вечер в этом Зале Царства я насчитала примерно 70 взрослых и 7–8 детей. Последние послушно повторяли за взрослыми все выдержки из «Сторожевой Башни». Типа: «Если мы хотим приближаться к Богу, то нам надо сознавать свое греховное состояние». Этим чадам и в голову не приходит усомниться в истинности текста.
Единственным украшением в Зале Царств служит надпись из Библии: «Человеком должен управлять Бог, а не люди». Именно этот постулат служит ключевым в воспитании паствы. Например, в процессе субботнего изучения материалов «Сторожевой Башни» прихожан убеждали: поскольку вы пока абсолютно не соответствуете требованиям Бога, вы должны ревностно служить ему, а управление собой доверьте избранным. Например, тем, которых Отец Небесный уполномочил быть посредниками между ним и «овцами» здесь, на Земле, то есть нам. И за это вы должны быть нам благодарны...
...На Наджибат Гасанову и ее дочь в собрании практически никто не обращал внимания. Старейшина даже не позволял отвечать ей на довольно примитивные вопросы, которые адресовались прихожанам в ходе изучения «Сторожевой Башни». Когда я поинтересовалась у сестры Юлии, сидевшей рядом, почему «священник» игнорирует эту женщину в вязаном свитере, она, грустно улыбнувшись, ответила: «Брат имеет на то основания. Думаю, он просто оберегает собрание от ее влияния».
– «Почему?» – «Поверьте, мудрый брат знает лучше, что делать». Мне хотелось возразить, что, по идее, каждый из членов этого собрания должен руководствоваться своим мнением в отношении других братьев и сестер. И даже если: «... Человек оступился и упал, а поднять его – некому, то недоброе это дело» (Экклезиаст). Но доказать что-либо семидесяти пожилым людям, нескольким подросткам и детям, послушно смотрящим в журнал и повторяющим за проповедником: «Я – прах и пепел...», было бесполезным занятием...
Комментарий пресс-секретаря владыки Германа Сергея Иванова: «В Институте судебной психиатрии им. Сербского не раз проводились психо-лингвистические экспертизы вероучения секты «Свидетели Иеговы». Точно можно сказать, что эта конфессия оказывает негативное воздействие на духовное, физическое и психологическое здоровье людей, которые посещают их собрания. Поэтому я уверен, что Наджибат Гасанова действительно находилась под жестким психологическим воздействием братьев-старейшин.
Что касается реакции правоохранительных органов на случившееся, то здесь налицо их некомпетентность в ведении подобного дела. Например, Головинский суд Москвы в 2004 году принял решение о ликвидации московской общины «Свидетели Иеговы»: прокуратура пришла к выводу, что секта разжигает религиозную рознь, разрушает семьи, склоняет людей к отказу от медицинской помощи в ситуациях, опасных для жизни, наконец, оказывает на них опасное психологическое воздействие. Уже этот прецедент можно рассматривать как косвенное подтверждение правдивости слов потерпевшей и причину для выяснения подробностей этого дела».
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2006-10-12
|