Над лицеем витает вольный ветер свободы
– Раньше, когда мы выходили на улицу в малиновых пиджаках, взрослые с опаской озирались по сторонам, – вспоминает ученик 11-го класса лицея № 6 Денис Смирнов. – Им казалось, что такие пиджаки носят лишь нувориши. Кажется, мы разрушили этот стереотип. Потому что малиновые пиджаки – форменная одежда наших лицеистов, их мы надеваем только в знаменательные дни.
Привет от Кони
19 октября в лицее № 6 – большой праздник. Отложив важные встречи, подготовку к очередной олимпиаде или научной конференции, бывшие и нынешние воспитанники соберутся, чтобы отметить юбилей альма-матер – десятую годовщину.
– У истоков создания нашего учебного заведения стоял начальник Высшей следственной школы Сергей Михайлович Самоделкин, – вспоминает директор лицея № 6, кандидат педагогических наук Тамара Ловничая. – Обсуждая текущие задачи, мы пришли к выводу, что настала пора возродить в правоохранительной системе культурные традиции и дать юным правоведам хорошее образование. Почему решили создать именно лицей? Пожалуй, здесь тоже мы решили восстановить связь времен. Вспомнили, что до революции в России были именно правовые лицеи, особенно интересным нам показался опыт Уральского лицея, откуда вышли многие известные юристы позапрошлого века.
Наши первые выпускники работают в прокуратуре, областном УВД, ГАИ, во властных структурах. Кто-то открыл свою фирму. И даже если юриспруденция не стала их профессией, знания, полученные у нас, оказались нужными в повседневной жизни.
Сказка о Маугли
– У нас появились несколько иные методы воспитания, – рассказывает Тамара Ловничая. – Вот в других школах, например, проштрафившихся воспитанников педагоги пугают: тебя вызовет директор. В нашем же лицее вызов к директору считается не столь серьезной мерой наказания, как ученический совет. Если одноклассник не хочет учиться или пренебрегает нормами поведения, соученики спросят с него по всей строгости, возьмут на контроль.
В позапрошлом году один из учеников забросил учебу, ему светили двойки за год сразу по нескольким предметам. Обсудили ситуацию с ученическим советом. Второгодник в нашем заведении – это же настоящее ЧП! До сих пор такого не было. Но одноклассники убедили меня: не нужно оставлять его на второй год, мы возьмем его на контроль. Представьте себе: следующий учебный год этот ученик окончил даже без троек!
Универсальных методов воспитания, как известно, не существует. Но перед педагогами тоже порой встают задачи повышенной сложности. Как-то в седьмой класс лицея пришел новенький. Раньше он учился в частной школе.
– Это был настоящий Маугли, – вспоминают педагоги. – Он не имел при себе ни тетрадок, ни учебников, не признавал никакой дисциплины и демонстративно игнорировал замечания. Родители непокорного новичка были не на шутку встревожены. Решение проблемы искали сообща. В итоге постановили: трудный подросток идет работать к отцу, в строительную фирму, а в лицее его переводят на индивидуальный график: можно было самому штудировать учебники и затем сдавать зачеты с экзаменами преподавателям. Вкусив взрослой жизни, через пару месяцев нерадивый школяр взмолился: переведите меня на нормальную учебу! Больше конфликтов с наставниками у него не возникало.
Кушай кашу, Маша!
Рабочий день лицеистов проходит в напряженном ритме. Уроки, лекции, семинары, участие в олимпиадах, занятия в секциях. 2–3 раза в неделю ученики лицея ездят на занятия в Академию МВД. И как во времена Царскосельского лицея, над волгоградским лицеем № 6 витает дух демократии и свободы.
– Некоторых новичков шокирует, когда я прошу их сходить ко мне в кабинет и принести оттуда тетради или поискать что-нибудь у меня на столе, – признается Тамара Ловничая. – Но я убеждена: если у нас не будет атмосферы доверия, то и взаимопонимания мы не достигнем. Ученики не должны меня бояться. Недавно ко мне подошел второклассник, спросил: «Вы – директор? Тогда объясните мне, пожалуйста, почему сегодня урок иностранного языка прошел в столовой!» Я пообещала разобраться, а на следующий день нашла того взыскательного ученика и сказала ему, что произошла накладка в расписании, больше такого не повторится. Подобные ситуации, на мой взгляд, нормальное явление. Ученики должны отстаивать свои права. Впрочем, бывают и комические ситуации. Однажды ко мне в кабинет влетела рассерженная бабушка первоклассницы. «Чему вы учите детей!» – с порога выпалила она. Оказывается, вечером, когда бабушка заставляла скушать кашу, юридически подкованная внучка начала сопротивляться и заявила, что взрослые не вправе совершать насилие над юной личностью. Пришлось проводить юридический ликбез. Я посоветовала бабушке ответить внучке: «Да, ты имеешь право отказаться от еды, но вместе с тем твоя обязанность – заботиться о собственном здоровье. Посему будь добра, кушай кашу!».
Опыты над младшим братом
– В лицей № 6 я пришел после 8-го класса, – рассказывает Денис Смирнов, победитель городских и областных олимпиад по биологии, обществознанию, историческому краеведению. – Услышал объявление по радио и уговорил родителей перевести меня в это заведение. Свой выбор мотивировал тем, что современному человеку необходимо иметь как минимум два образования. В дальнейшем собираюсь стать врачом, но если с первого раза не получится поступить в медуниверситет, то лицейское образование дает возможность устроиться секретарем в суде или помощником архивариуса. Одна из моих последних научных работ посвящена основам психологии, она называется «Методы отличия правды от лжи». Я самостоятельно разработал несколько психологических тестов, испробовал их на своем младшем брате. Вот только детектор лжи пока не удалось проверить на практике!
– А ко мне очень часто стали обращаться соседи и приятели, – делится Антон Завирахин, одноклассник Дениса Смирнова. – Бесплатные юридические консультации – хорошая практика. Раньше я даже не подозревал о многих юридических тонкостях. Практические занятия стали для меня настоящим открытием. И теперь мне очень хочется помочь тем, кто оказался вне правового поля. Все же задача лицеиста – нести людям просвещение!
Наталия Пушкарская
Опубликовано: 2006-10-19
|