Ты всегда остаешься сыном земли своей...
Всякий раз, когда наступает отпуск, главный врач поликлиники № 30 Дмитрий Иванович Макаров непременно отправляется на свою малую родину, в Клетский район. Отчий край, встречи с земляками, дорогими сердцу людьми, дают хорошую душевную подпитку и наполняют силами.
Оседлай коня!
– Мой родной хутор Манойлин до войны был очень большим поселением, в нем проживало более двух с половиной тысяч человек, – вспоминает Дмитрий Иванович. – Кроме меня, в семье росло еще пятеро братьев и сестер. До революции мой прадед был зажиточным хуторянином, на свои средства построил больницу и школу в станице Клетской. Его дочь, моя бабушка, окончила женскую гимназию, которая была здесь же, в станице, а затем прадед отправил ее на Бестужевские курсы в Петербурге. Отец в 30-е годы успел окончить курсы красных директоров и в войну был назначен директором местного совхоза. Мать всю жизнь проработала в том же совхозе.
…Самое яркое воспоминание детства – посвящение в казачата. Этот обряд и поныне живет в некоторых хуторах и станицах. Едва казачьему потомку Диме Макарову исполнилось 3 года, отец вывел во двор малыша и в присутствии других хуторян усадил на своего коня. Ничего не понимая, малыш ухватился за лошадиный загривок. Старейшины остались довольны: мол, настоящий казак растет, правильно оседлал коня.
Связь с родной землей, с ее историей Дмитрий ощутил очень рано. Среди первых книг, с которыми тоже познакомился в раннем детстве, были сказки Пушкина и «Тихий Дон» Шолохова. Классиков русской литературы в семье Макаровых почитали всегда. Зимними вечерами потомки семейства Макаровых вместе с бабушкой читали «Сказку о царе Салтане» и хором заучивали «Буря мглою небо кроет». С тех пор томик Пушкина в семье Дмитрия Ивановича стоит на книжной полке среди самых любимых книг, как и книги по истории казачества.
Большие проводы
– Православные обычаи в нашем крае передавались из поколения в поколение, и никакой революционный строй не смог бы их вытравить, – считает Дмитрий Иванович. – Я вспоминаю слова своей бабушки о том, что «верить в Бога – не только носить в открытую нательный крестик, это значит поступать по заповедям Божьим». В середине 50-х мы с друзьями на Рождество ходили гурьбой по улицам, славили Христа. А еще на Пасху в каждом доме пекли вкусные куличи, красили яйца.
Была и еще одна традиция в казачьем крае – проводы в армию. На ратную службу молодых земляков отправляли всем хутором. В доме будущего солдата устраивалось торжество, за столом собирались старейшины, давали наставления, делились опытом. А наутро все выходили на большую дорогу, за хутор. Тем самым молодому земляку давали понять: «Куда бы ни забросила тебя судьба, ты останешься сыном земли нашей».
Новобранца направили служить в медсанбат. Суровый военный быт не напугал уроженца казачьего края. Отслужив положенное, остался на сверхсрочную, дослужился до звания младшего офицера. Но случилось непредвиденное: молодого офицера подвело здоровье, пришлось комиссоваться. Дмитрий не терзался, чем заняться на гражданке: служа в медсанбате, он понял, что медицина – его призвание. И на следующий после демобилизации день отнес документы в мединститут.
Путь к истокам
– Когда сдавал вступительные экзамены, мне исполнилось 23 года, – вспоминает Дмитрий Иванович. – Мои одноклассники успели закончить вузы, стали дипломированными специалистами. А мне пришлось начинать с нуля.
Но позднее студенчество выявило и положительные стороны. В отличие от многих однокурсников, пришедших в вуз прямо со школьной скамьи, бывший офицер подходил к учебе основательно, стремился освоить как можно больше практических навыков. Получая диплом педиатра, выпускник мединститута уже определился с дальнейшими планами: оставаться в городе ему совсем не хотелось.
– Прошу направить меня в родной Клетский район, – сказал он при распределении. К просьбе отнеслись с пониманием, и молодому педиатру дали направление в Клетскую районную больницу, в ту самую, которую еще в позапрошлом веке строил его родной прадед. Судьба меж тем готовила новые экзамены. В должности рядового врача Дмитрий Макаров проработал всего год. А затем его назначили на должность начмеда – заместителя главного врача по лечебной части. На этом карьерный взлет не закончился: через год Дмитрия Макарова, еще не распрощавшегося со статусом молодого специалиста, назначают главным врачом центральной районной больницы. Молодому руководителю предстояло возрождать те самые больничные здания, которые были возведены его прадедом. Он никогда не стеснялся обращаться за советом к опытным коллегам. И до сих пор с благодарностью вспоминает земляков, преподнесших ему главные уроки жизни. В положенный срок строительство было закончено. Больничные палаты распахнули двери для жителей отдаленных хуторов и деревень, которых до сих пор направляли на лечение в город.
Несмотря на множество забот и обязанностей, в рабочем графике главврача всегда значились часы приема маленьких пациентов: детских докторов в ту пору в районной больнице катастрофически не хватало. Да и самому Дмитрию Ивановичу не хотелось терять врачебную практику.
Прораб перестройки
Организаторский талант молодого руководителя был отмечен представителями областной власти. Вскоре после переезда Дмитрия Ивановича Макарова в областной центр ему предложат возглавить строящуюся поликлинику № 30. Шел 1989 год. Медицинское учреждение на улице Ангарской в ту пору превратилось в долгострой. Назначая доктора Макарова главврачом, в облисполкоме не сомневались, что он довершит затянувшееся строительство. Поначалу дело пошло по намеченному плану. Средства на поликлинику выделяло крупное и богатое промышленное объединение «Ахтуба». Однако в конце 80-х на страну стремительно накатывали смутные времена, породившие экономический хаос. Строительные планы рухнули. Министерство судостроительной промышленности, в подчинении которого находилось НПО «Ахтуба», перестало финансировать социальные объекты. Районное руководство приняло решение: переориентировать строительство на местный бюджет и возвести здание за счет предприятий, находящихся на территории Дзержинского района. Свою долю должны были внести заводы «Газоаппарат», ЖБИ-1 и другие. С большим трудом удавалось добывать средства на строительство: заводы переживали разруху. Рабочий день у главврача, переквалифицировавшегося в прораба и снабженца, нередко начинался в кабинете председателя райисполкома. Вместе решали, где достать стройматериалы, как расплатиться с подрядчиками. Общими усилиями Дзержинский район справился с непростой задачей. Акт о приемке 7-этажного здания поликлиники был подписан в сентябре 1991 года, сразу после путча...
Здравствуйте, доктор!
Выдержав разруху 90-х, пройдя через испытания, обрушившиеся на медицину, врачи и медсестры крупнейшей в городе поликлиники каждый день спешат на помощь волгоградцам. Сегодня ММУ «Поликлиника № 30» обслуживает более 40 тысяч жителей Дзержинского района, в том числе и 5 тысяч маленьких пациентов. Выполняя административную работу, Дмитрий Иванович никогда не изменял своему призванию – лечить детей. На счету заслуженного врача РФ, одного из лучших педиатров нашей области Дмитрия Макарова сотни спасенных жизней. А самые первые малыши, те, которые лечились у него в Клетской, стали взрослыми. Бывая в Волгограде, они непременно заходят в гости к своему доктору.
Профессию врача избрал и сын Алексей, ныне третьекурсник медуниверситета.
– Я никогда не настаивал, чтобы сын пошел по моим стопам, – признается Дмитрий Иванович. – Потому что убежден: без призвания в медицину идти нельзя. Но у него была возможность познать все стороны профессии. Когда я стал главврачом 30-й поликлиники, Алексею было всего 6 лет. Он часто приходил ко мне на работу, любил наблюдать за стройкой, за работой медперсонала. А после школы объявил, что хочет подать документы в мединститут, и я не стал возражать.
Помни имя свое
– Меня очень тревожит, что в наше время, когда экономическая ситуация начинает стабилизироваться, неблагополучных семей, где растут дети, не становится меньше, – делится доктор Макаров. – А у заброшенного ребенка и здоровье хуже, и общее развитие хромает. Почему так происходит? Может, потому что у этих самых неблагополучных родителей в детстве не было теплых семейных вечеров? И земляки не провожали их в большую жизнь с искренними напутствиями... Разобщенность, возникшая в последние годы, сделала многих Иванами, не помнящими родства. Кажется, сейчас многие начали осознавать это. Люди стали сближаться, восстанавливать родственные связи. И, наверное, каждому из нас важно помнить: куда бы ни забросила судьба, ты останешься сыном земли своей.
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2006-10-19
|