Первым делом – самолеты. Ну а девушки?
Александр Васильевич Гриднев, первый директор созданной в 1965 году школы Юных космонавтов-качинцев (теперь это Центр дополнительного образования детей «Качинец») был человеком интересной судьбы.
В начале 30-х годов он закончил Сталинградскую летную школу, несколько лет служил в ней инструктором, а с началом войны ушел на фронт. Командовал эскадрильей, затем 586-м истребительным авиационным полком. Необычным: две эскадрильи из трех в котором были женскими. Уволившись из армии после нашей победы над фашистами, он учился в Сталинградском сельскохозяйственном институте, потом преподавал в нем. А когда ушел на пенсию, вновь вернулся к делу своей молодости, стал обучать волгоградских мальчишек и девчонок летной профессии. Вот о каком случае на парашютных прыжках он тогда мне рассказал.
Старинный аэродром у Средней Ахтубы много чего повидал, начиная с воздушных боев Сталинградской битвы. Но такой картины, какая случилась над ним в тот день, никто не припомнит. От самолета Ан-2 отделилось несколько человек, над ними раскрылись многоцветные шелковые купола, и они по законам тяготения устремились к земле. Но нет, не все. Один парашютист, вопреки всем понятиям физики, сначала завис в воздушном пространстве, а потом медленно устремился вверх. Изумлению людей на аэродроме: и тех, кто наблюдал за прыжками, и тех, кто их совершал, не было предела. Волнений им добавило то, что под куполом парашюта была девушка. Когда все курсанты достигли земли, «летучий голландец» как ни в чем не бывало устремился из степных просторов в сторону речки Ахтубы. Он уверенно пересек пространство над ней и стал удаляться вглубь поймы, пролетая параллельно дороге на Краснослободск.
Руководитель прыжков А.В. Гриднев скомандовал прекратить их, а сам на легковой машине помчался вдогонку парашюта. Пока все люди метались на аэродроме, воздушная стихия вернулась к здравому смыслу: парашют некоторое время посомневался, куда ему следовать дальше, и устремился к земле. Когда машина руководителя прыжков достигла лесной поляны, где завершился путь «летучего голландца», Александр Васильевич обнаружил парашютистку в полном здравии и без единой царапины. Девушка улыбалась, успела собрать не только парашют, но и букет цветов. Ну и прикол! – сказали бы мы сегодня.
Когда стали анализировать это происшествие, выяснили, что девушка имела право совершать прыжки, ей уже исполнилось 16 лет. Но все случилось нескладно из-за того, что она была очень миниатюрной, весила всего 49 килограммов. Произошло то, чего не бывает даже во сне: юная леди, именно она, а не кто-то другой с более впечатляющей комплекцией, в первом своем прыжке попала в восходящий поток воздуха, что случается редко, и парашют сыграл с ней злую шутку. Но самое главное, она не растерялась, не потеряла самообладания, а старалась действовать, как ее учили инструкторы. И победила: когда началось снижение, парашютистка выбрала площадку и, управляя стропами, удачно осуществила приземление.
К сожалению, когда я почти 40 лет назад записывал рассказ А.В. Гриднева, случайно не зафиксировал фамилии отважной девушки. Возможно, кто-то из волгоградцев поможет в нашем поиске. Напишите, если вам что-то известно об этом, в адрес редакции.
Юрий МАНЦУРОВ
Опубликовано: 2006-08-17
|