Две Родины
В живописном месте на берегу Дона приютилось село Дерезовка в Воронежской области. Я с бабушкой Марией Афанасьевной провожу там каждый год летние каникулы. Моей бабушке, как и Волгоградской области, в этом году исполнится 70 лет. Она не может забыть своей маленькой родины. Это удивительный по красоте уголок нашей большой Родины, который хотели растоптать немецкие захватчики.
В 1942 году через это село проходила передовая линия фронта. Всех жителей села фашисты выгнали и заключили в концлагерь, где издевались над ними, держали без еды, воды. Лагерь был огорожен колючей проволокой и охранялся вооруженными немцами с собаками. Так моя бабушка стала малолетней узницей.
На удобной высоте в селе фашисты соорудили долговременную огневую точку, откуда просматривался весь пейзаж и обратный берег Дона, где находились войска Советской Армии.
Шквальным огнем осыпали с той высоты немцы наших солдат. Казалось, не было выхода у нашей армии, но нашелся храбрый солдат, который переплыл Дон под шквальным огнем врага, подкрался и закрыл вражескую амбразуру своим телом. Захлебнулась вражеская огневая точка кровью молодого бойца… Спустя много лет установили, что это был 19-летний Герой Советского Союза Василий Прокатов.
В январе 1943 года наши войска освободили концлагерь, и люди стали возвращаться в свое село. Бабушка была в семье четвертым ребенком. Ее семья из пяти человек тоже шла к своему очагу, но увидели вместо дома только белую русскую печь, которая возвышалась над развалинами бывшего дома. Всего из села осталось несколько домов, где разместились оставшиеся в живых жители. По несколько семей жили вместе в ужасных условиях без одежды и еды. Но все-таки выжили, выстояли.
Урожай 1942 года остался под снегом – это было большим подспорьем людям. Зимой 1943 года они выкапывали из-под снега колосья ржи, шелушили их и ели мокрое зерно. Летом было немного проще: пошла трава, высохла мерзлая картошка, которую люди собирали и ели.
Осенью 1943 года поступила бабушка в школу в первый класс. Учились в неотапливаемом помещении, писали между строчек на обрывках газет, чернила делали из черных подсолнечных семечек.
Часто бабушка говорит, что время летит неудержимо быстро. Особенно запомнился ей День Победы 9 мая 1945 года. Казалось, все остановилось и превратилось в шумный праздник. Люди радовались и в то же время плакали потому, что не дождались, как и она, своих близких с фронта.
В те детские годы ей однажды приснился сон: много механизмов, огромные котлованы, землеройные машины, самосвалы с землей – чего наяву до этих пор бабушка не видела.
В июле 1954 года, когда бабушка закончила школу, приехала ее старшая сестра, которая со своей семьей жила и работала на строительстве Сталинградской ГЭС. Было решено, что бабушка поедет с ней и будет учиться и работать на строительстве ГЭС.
Приехала она в рабочий поселок на острове Зеленый, где жила ее сестра, и сразу пошла работать в геодезическую группу на строительстве ГЭС.
Однажды поднялась она по арматуре на высоту, чтобы дать нужную отметку, и оттуда увидела всю панораму стройки, которую видела раньше во сне. К ее удивлению, тот сон сбылся…
Трудилась бабушка на славу. В 1956 году у нее было сразу несколько знаменательных дат: вышла замуж, первый раз участвовала в выборах и сама была избрана депутатом Волжского городского совета. Вела бабушка активную общественную жизнь, ездила в Сталинград, приглашала молодежь на стройку.
В 1957 году у нее родился сын, то есть мой папа. Спустя два месяца она снова была в строю строителей. Эти годы были лучшими в ее жизни.
Строительство ГЭС близилось к концу, рабочие кадры сокращались или переводились на другие стройки. Так семья из трех человек – дедушка, бабушка и мой папа – оказалась на строительстве Тейской обогатительной фабрики в Красноярском крае. А когда фабрика была построена, эта маленькая семья приехала на родину моего дедушки – в Камышин. Так бабушка обрела вторую малую родину, где живет до сих пор.
Здесь ей пришлось трудиться на Камышинском хлопчатобумажном комбинате, 15 лет она работала на стеклотарном заводе. С общим стажем работы в 41 год (!) она ушла на заслуженный отдых. Только на последнем месте работы ей записано в трудовую книжку 60 благодарностей и присвоено звание «Мастер золотые руки»!
И даже пенсия, назначенная в 1991 году, не остановила бабушку. Побывав на родине в Воронежской области, она вернулась домой и вновь пошла на работу. Только в 64 года она перестала трудиться на производстве.
Умер в 1998 году дедушка, а через год не стало папы… Оправившись от двойной утраты, бабушка вновь в активном ряду жизни. Папа оставил ей троих внуков, она помогает нас растить.
Некоторые ей говорят: «Что ты, Афанасьевна, возишься с ними?» Она отвечает: «Надо же как-то отцовские дыры латать».
Я – самый младший, и каждый год мы с бабушкой ездим на ее первую малую родину. Там в окрестностях села по склонам холмов растет много земляники. Местные жители говорят, что каждый земляничный кустик вырос из капли крови, пролитой в ожесточенных боях нашими солдатами за родную землю.
Спустя много лет после войны на той безымянной высоте, где был вражеский ДОТ, установили памятник Василию Прокатову. Каждый раз мы приходим к памятнику, бабушка долго стоит у подножия, что-то шепчет и низко кланяется…
В начале мая этого года она получила личное поздравление Президента России В.В. Путина с 61-й годовщиной Победы. Бабушка говорит, что это ей придает сил и здоровья…
Зимой, в лютые морозы, бабушка пишет стихи. Вот одно из них.
ГОЛУБИ
О Боже, видишь ты,
Как рушат богачи мосты,
Между духовной силой
И иссякаемой природой милой.
Люди мира, встаньте,
На убогую природу гляньте,
Накормите вдоволь голубей,
Птице божьей не жалейте
отрубей.
Уж улыбнется точно вам
природа –
Наступит благодатная погода!
Иван Горбунов, г. Камышин,
2-е место областного творческого конкурса «Острое перо»
Опубликовано: 2006-08-17
|