Pro et contra: новая система
образования
В связи со стремлением нашего правительства сделать все возможное, чтобы Россия вступила в Евросоюз, многие стандарты и реалии европейских стран активно внедряются в нашу жизнь. Это касается и системы высшего образования, которое раньше называлось высшим профессиональным, а теперь считается высшим академическим.
Таким образом, сегодня у нас в стране действуют две траектории высшего образования – специалист по пятилетней программе подготовки и бакалавр-магистр с шестилетней подготовкой. И при получении высшего образования молодой человек может выбрать любую программу и на любом году обучения (до 4 лет включительно) перейти на ту, которая отвечает его потребностям.
По решению Министерства образования РФ магистратура не может существовать без аспирантуры и диссертационного совета. Иными словами, магистратура является ступенькой, даже трамплином, в аспирантуру. В силу возникших в нашей жизни в последнее десятилетие проблем, в основном материальных, «обычные» аспиранты не всегда успевают за три года защититься. После магистратуры, сдав во время обучения все кандидатские минимумы, они могут вплотную заняться диссертацией, продолжив развивать магистерское научное направление. Эта возможность очень привлекает молодых людей, жаждущих пойти в науку.
Надо ли говорить, что отбор в магистратуру ведется жесткий, предпочтение отдается отличникам. Некоторые поступают платно, получив диплом специалиста, и только на пятом курсе осознают плюсы новой образовательной единицы. А плюсы – вот они: занятия всего два-три дня в неделю, или 14 часов, на лекциях – по 5–10 человек, у каждого свои «папа» или «мама» – преподаватели и научные руководители. И при этом – неограниченные возможности саморазвития: индивидуальные занятия, испытания, исследования...
Среди высших учебных заведений Волгограда не все приняли новую систему образования. К таким вузам относится, например, ВАГС. Студенты там могут получить только степень специалиста. Но, как нас уверили сотрудники вуза, это никак не вредит будущей карьере, и проблем с трудоустройством у студентов не возникает.
В ВолГУ программа бакалавр-магистр только начинает «приживаться». Первые начинания в этой сфере появились 3 года назад, когда после окончания 5 лет стало возможным проучиться еще 1–2 года в магистратуре. Сейчас же в ВолГУ действует полноправная европейская система. То есть после получения степени бакалавра можно обучаться на специалиста, а потом и на магистра. Но, к сожалению, в магистратуру бюджетных мест выделяется очень мало. На целый факультет – 5 очных и 1 заочное бесплатное место плюс столько же по договору. В связи с этим возникают вопросы: нужна ли вообще степень магистра? Насколько она престижна? Что она дает?
С этими вопросами мы обратились к проректору по учебной работе Волгоградского политехнического университета, профессору А.М. Дворянкину, который отметил, что новая система образования действует у них уже 10 лет, и опыт подсказывает, что устроиться на высокооплачиваемую работу, конечно же, легче магистру, нежели специалисту и тем более бакалавру. Хотя некоторые студенты решают проблему с трудоустройством, еще не закончив обучение в бакалавриате, и к окончанию университета уже имеют трудовой стаж 1–3 года. Правда, таких немного.
В магистратуру принимают, как правило, только отличников с перспективой продолжения обучения в аспирантуре, потому что возможность взойти на более высокую ступень образования предоставляется только 3–5% студентов от общего потока.
Мы также спросили некоторых студентов, хотят ли они продолжать обучение в магистратуре. Восемь из десяти ответили: «Нет, зачем нам терять еще 1–2 года». Значит, далеко не все стремятся получить более высокую степень, тем более что примерно 1/3 студентов после окончания вуза идет работать не по специальности. А жаль…
Александр ЩЕРБАКОВ, ВолГУ
Опубликовано: 2006-08-17
|