Кукоцкий и дети Медеи –
все дети нашего царя!
Одним из самых интересных, мудрых и незанудных авторов нашего времени интеллигенция считает Улицкую.
Интересно, что Людмила Евгеньевна очень поздно стала писателем, нечаянно для себя. Родилась она в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР. По образованию – биолог-генетик. Три года проработала завлитом в Еврейском театре. Ее первые рассказы появились в журналах в 1980-х, в это же время вышли и два фильма по ее сценариям: «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех». С 1993 г. изданы более 10 ее книг, которые переведены на 20 языков. За роман «Медея и ее дети» Людмила Евгеньевна стала финалистом Букеровской премии в 1997 году, получила премию Медичи в 1996-м за лучшую переводную книгу.
А недавно по телевидению прошла премьера экранизации ее романа «Казус Кукоцкого».
Теперь же в списках бестселлеров фигурирует другая ее книга – «Люди нашего царя».
Книгу составляют рассказы, сшитые между собой не логикой, ибо ее не существует, не временем, ибо его нет, а единством начала. Со страниц смотрят на читателя люди и животные совершенно разные, но единые в своем стремлении. Жить. Жить дальше несмотря ни на что. Гениальный ученый, врач-кардиолог, медсестра, смотритель музея, «фрукт» нетрадиционной ориентации, слепой старик-меломан, ребенок-инвалид борются за каждый новый день, создавая притяжение своих судеб.
Книга отражает два полюса нашего бытия: жестокость и милосердие. И непременно они взаимодействуют. В рассказе «Финист Ясный Сокол» перед читателем предстает двадцатилетний Филипп, больной туберкулезом и за это обозленный на весь свет. Он издевается над своей женой, соседями по коммуналке, которые принимают, прощают его. Несмотря на царящее насилие, люди стараются не терять своих нравственных принципов. В «Коротком замыкании» показаны несколько судеб на фоне такого банального явления в нашем быту. Слепой старик-меломан обходится без электричества – включает магнитофон на батарейках. Конвейерный мастер для исправления поломки «жизненного механизма» отправляется в домоуправление. Молдаванка Анжела не упускает минуты, чтобы «близко пообщаться» с другом Рудиком – армянином. Галине Сергеевне, вот уже 22 года матери больного ребенка, мрак тяжелей смерти: она пропускает голову в кожаное кольцо брючного ремня, накидывает на палку слаженную петлю и становится на колени.
Создавая книгу «Люди нашего царя», Людмила Евгеньевна не задумывалась о чужом мнении, рейтингах и тиражах. Все это будет, придет как дань ее таланту.
А пока:
«Вот потеряю руки, ноги, голову, и
возраст, и дату рождения, и дату
смерти, а также пол, адрес и e-mail,
вот потеряю имя и фамилию,
и будет хорошо».
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2006-07-20
|