Рядовые волгоградцы просятся на выселки
Волгоград напоминает большую стройплощадку. Возведение многоэтажек развернулось и на пустырях, и в старых жилых кварталах, и в самом центре.
По данным заместителя начальника инспекции Госарх-стройнадзора Михаила Норкина, в Волгограде сегодня работают 38 застройщиков и развернулось около 200 стройплощадок. Несмотря на этот гигантский размах, среднестатистические волгоградцы продолжают ютиться в «сталинках» и хрущевках. В одной квартире зачастую уживаются несколько поколений. Объяснение этому лежит на поверхности: цены на городские квартиры не сопоставимы с доходами населения. Стоимость квадратного метра возводимого в Волгограде жилья колеблется от 10 до 15,8 тысячи рублей (а в элитных домах – до 23 тысяч за метр!).
Между тем все больше волгоградцев, не имея средств для покупки жилья, начинают полагаться на собственные силы. Одним из выходов становится обмен квартиры в черте города на недостроенный загородный дом. Какие подвохи ожидают их здесь?
Хоромы для бомжей
Квартирный вопрос перед семьей Кузнецовых встал пять лет назад. В ту пору их единственный сын Иван, только что отслуживший в армии, объявил родителям, что намерен жениться. Будущую невестку родители знали давно, против сыновнего выбора ничего не имели. Проблема состояла в том, что эта девушка, студентка технологического колледжа, оказалась уроженкой одного из райцентров нашей области. И ее единственным жильем в Волгограде была комнатка в общежитии. А накануне свадьбы молодые еще и объявили «предкам», что ждут прибавления в семействе. Стало ясно: уместиться всем в двухкомнатной квартире, где жил Иван вместе с родителями, не получится.
– На домашнем совете мы тогда пришли к выводу – нужно расширяться, — вспоминает Иван Кузнецов. – Никакими капиталами ни я, ни родители не располагали.
Подумали о том, чтобы взять кредит и купить домик-развалюшку. Но ни один банк не согласился выдать нам кредит, потому что зарплаты наши были слишком маленькие, да и поручителей не удалось найти. Мы поняли, что выход у нас один – продать нашу с родителями квартиру на «Семи ветрах» и купить частный дом. Однако выяснилось, что денег, полученных от продажи «двушки», на покупку приличного жилья, даже за городом, не хватит. Пришлось остановить выбор на недостроенном коттедже в Ерзовке. Это был всего лишь участок земли с возведенным фундаментом и стенами. Чтобы довести его до того состояния, когда там можно было бы жить, нам понадобилось 3 года. В это время мы достраивали дом, ютились в однокомнатной квартире у бабушки, снимали жилье на Красном Октябре.
Жилищные страдания двух поколений Кузнецовых вознаградились. Через три года у них уже была крыша над головой, и они въехали в свои двухэтажные апартаменты. Правда, пришлось смириться с удобствами на улице и массой прочих недоделок. Но зато жарким летним днем можно было устраивать застолье во дворе и приглашать к себе на шашлыки старых друзей.
– Далеко не последним фактором для нас была экология, – делится Павел Кузнецов, отец Ивана. – Все же в Ерзовке воздух чище, чем в Волгограде. И наш внук может бегать во дворе, не боясь машин.
Обустройство коттеджа у Кузнецовых продолжается и по сей день. Две семьи – Кузнецовы-старшие и младшие живут, как добрые соседи: каждые занимают по этажу.
Но, несмотря на достойный выход из ситуации, жилищные проблемы у семейства на этом не завершились.
– Расставшись с квартирой на «Семи ветрах», мы приобрели кучу бюрократических трудностей, – признается Павел Кузнецов. – И хотя сейчас имеем крышу над головой, согласно документам, считаемся… бомжами. В наших с женой паспортах нет регистрации по месту жительства.
Покупая коттедж, Кузнецовы и не подозревали, какие трудности возникнут с регистрацией, то бишь пропиской. Дело в том, что новый закон позволяет жильцам прописываться лишь после того, как дом сдан в эксплуатацию. А чтобы оформить дом в эксплуатацию, прежде всего требуется оформить участок земли, на котором он стоит, либо в собственность, либо в аренду. И лишь после этого хозяева могут приглашать электриков, пожарных и прочие контролирующие инстанции, которые должны дать добро на ввод дома в эксплуатацию. И уж только после того, как документы на дом будут оформлены, появится возможность обзавестись домовой книгой и зарегистрироваться по месту проживания.
Поскольку отсутствие в паспорте штампа о регистрации создает в повседневной жизни немало препятствий, Кузнецовы-младшие нашли выход: прописались у тещи в Иловлинском районе. Иначе их сына, четырехлетнего Ванюшку, просто бы не приняли в детский сад. А к тому, что ребенок прописан в Иловле, руководство детсада отнеслось снисходительно.
Стометровый забег
С необходимостью расширить жилплощадь сталкивается большинство молодых семей. И даже если на свадьбу преподнесен щедрый подарок – ключи от однокомнатной, со временем эта квартира покажется жалкой клеткой. При среднем достатке семейства наиболее достойный выход из тесноты– одноэтажное жилье, то есть собственный дом, возведенный, как говорили раньше, хозяйственным способом.
Но сменить квартиру на недостроенный коттедж в черте города – задача все же непосильная: стоит он порой куда дороже квартиры. А ипотечный фонд дает кредиты лишь под участие в долевом строительстве в многоквартирном доме.
И все же сегодня строительные фирмы предлагают различные варианты. Одно из недавних предложений строительной компании – возведение жилого строения по австрийской технологии за 3 месяца. Каркасный дом в два этажа общей площадью 100 кв. м. строится в течение трех месяцев. Средняя стоимость такого жилья на сегодня составляет около
1 миллиона 300 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью двухкомнатной хрущевки в черте города. При этом дом должен строиться в том месте, где проходят необходимые коммуникации. Иначе расходы на строительство значительно увеличатся. Сейчас фирма предлагает дома в Городище и Средней Ахтубе.
Ипотечного кредитования здесь, конечно, тоже не предусмотрено. Вместо этого будущим обладателям домов, не располагающим полной суммой для постройки дома, предлагается вступить в жилищный кооператив: первоначальный взнос составляет 60% от стоимости, оставшуюся сумму можно вносить в течение двух последующих лет. Но зато через три месяца покупатель может сразу заселяться в дом, без проблем регистрироваться в нем по месту жительства и выплачивать оставшийся кредит. И жильцу не потребуется ждать, когда пожарный или электрик даст добро на ввод дома в эксплуатацию.
Однако, согласно австрийским меркам, каркасные дома зарекомендовали себя как жилье для бедных. Даже при 100-метровой площади. Так как долговечными не считаются. А сейчас компании собираются строить элитное жилье, с кирпичными фундаментами и стенами. Но для людей со средним достатком это будет не по карману.
Переселенцы
– Нам с мужем не хватило отваги взять кредит, – рассказывает 22-летняя Лидия Королева, бывшая волгоградка, а ныне жительница Городищенского района. – Хотя обо всяких молодежных ипотеках мы, конечно, слышали. Но слишком уж нестабильная ситуация в нашем государстве: никто не может гарантировать, что в течение 15 лет, на которые выдается молодежная ипотека, нам будут без задержек выплачивать зарплату. К тому же мы наслушались ужастиков о штрафных санкциях к тем, кто просрочит ипотечные выплаты.
Когда стало ясно, что мы ждем первенца, решили отделяться от родителей. Но всех сбережений хватило лишь на дом в селе Паньшино. Однако же это было вполне приличное жилье, с четырьмя комнатами, отдельной кухней, всеми удобствами и вдобавок к этому 15 сотками земли, что стало существенным подспорьем к семейному бюджету: все-таки свои фрукты-овощи. Сегодня при многочисленных маршрутках дорога из Паньшино в Волгоград занимает не более часа. Главная же проблема заключается в том, что в Паньшино, как и в любой сельской местности, найти работу значительно сложнее, чем в городе. «Градообразующим» предприятием в этих краях является объединение «Сады Придонья». И практически все трудятся здесь. С рабочими местами напряженка. Но выход из положения мы стараемся найти. Мужу удалось устроиться в «Сады…» на должность инженера. А я пока нахожусь в декретном отпуске. И еще в этом году подвернулась сезонная работа – поваром в детском лагере.
Итак, волгоградцы, замученные квартирным вопросом, начинают осваивать пригород. Известные застройщики стараются не отставать от них. Недавно ЖБИ-1 объявил, что в Краснослободске будет возведен небольшой поселок в 21 коттедж по 150–200 метров каждый. По прогнозам, стоимость коттеджа составит около 5 миллионов. И покупатели уже есть. Богатые устремляются за город вслед за бедными…
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2006-07-20
|