Толерантность – новая норма новой жизни
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
А. де Сент-Экзюпери «Письмо заложнику»
Финал чемпионата мира по футболу-2006 закончился грандиозным скандалом. Итальянец Матерацци сказал что-то явно нелице-приятное французу Зидану, за что схлопотал по физиономии. Зидана удалили с поля. Франция, большинство футболистов которой темнокожие, а капитан – этнический алжирец, проиграла. Усилия ФИФА, проводившей чемпионат под лозунгами «Against racism», не только с треском провалились, но и спровоцировали их эскалацию. И это – в цивилизованной Европе!
Рост в обществе ксенофобии и нетерпимости заметен невооруженным взглядом – расовые, национальные и конфессиональные конфликты приобрели сегодня угрожающие масштабы. Прошлогодние события во Франции были похожи на восстания, а активизация профашистских организаций в России – на заговор. Причем, на мой взгляд, эти конфликты далеко не всегда связаны с реальным столкновением политических или экономических интересов. Чаще всего они являются выражением внутренних страхов, заставляющих нас искать мнимого врага, виновника наших собственных неудач и неуверенности в завтрашнем дне. И так легко увидеть врага в том, кто НЕ ТАКОЙ, как ты...
На улицах нашего многонационального Волгограда нередко можно услышать нерусскую речь – на рынках, в транспорте, на пляже. И бывает просто неловко как за тех, кто гневно взирает на говорящих и начинает вслух кичиться своей «русскостью», так и за тех, кто не считает нужным уважать чувства окружающих, чей слух режут громкие непривычные звуки. Если мы все не научимся жить как нормальные соседи – граждане одной страны – то погрязнем во взаимной агрессии и непонимании. Даже просто бытовом, что тоже неприятно...
Свой – чужой
По определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. Проще говоря, толерантность – это стремление большинства существовать в мире и согласии с людьми, представляющими меньшинство.
Да, это непросто. Очень непросто! Ведь большинству людей присуще родовое сознание. Оно «программирует» формирование обособленных сообществ людей, объединенных общими убеждениями, одним языком, конфессиональной принадлежностью и т. д. При этом людям свойственно с опаской, а порой и враждебно относиться к «чужим» или «другим». Наиболее ужасно в истории человечества проявлялась религиозная нетерпимость. В ее основе – фанатичная убежденность верующих в том, что они владеют абсолютной истиной, которую им надлежит утвердить всюду.
Сто народов –
и все самые-самые...
Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности, члены которого по-разному смотрят на мир, остро нуждается в толерантности. А для России – страны огромного множества народов и конфессий – воспитание толерантности и особенно веротерпимости соотечественников является жизненно важным! Ведь только в нашей области проживают люди 100 национальностей! Представьте, что может быть, если каждый народ возомнит себя самым-самым... Да мы просто обязаны научиться уважать друг друга!
Статья 4 Декларации принципов толерантности гласит: воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, для того чтобы каждый знал свои права и уважал права других людей. Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие всему тому, что вызывает чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
В нашем Законе об образовании заложены принципы гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей (ст. 2), реализация которых без веротерпимости просто невозможна. Курс на интеграцию в Европейское сообщество также налагает в этом отношении ряд обязательств на нашу систему образования.
Не грех нам и поучиться у «продвинутых»в этом плане стран.
Интересен опыт Швеции. На привитие терпимости работают все шведские школы и библиотеки. Существует целый ряд методик, направленных на воспитание толерантности в обществе. Например, в школах применяется такая методика, при которой воспитывают не только детей, но и их родителей! Мамы-папы принимают участие в мероприятиях вместе с детьми.
В некоторых российских, волгоградских школах уже проводятся такие занятия. Но для того, чтобы уроки толерантности проходили во всех учебных заведениях, необходимо создание соответствующей нормативно-правовой базы, системы финансирования, нужно курировать такие проекты.
Кто мудрее?
Однако важно понимать, что нетерпимость к нетерпимости – это тоже не есть хорошо, и стремление к достижению толерантности не должно идти вразрез с другими не менее важными демократическими принципами, такими, как свобода слова. Достаточно вспомнить недавний «карикатурный» скандал и реакцию на него властей и СМИ. «Прославился» на весь мир и Волгоград.
Проблема толерантности сложна, но не нова. Ведь мы сами разделяем людей на группы (классы, касты), чтобы определить, а кто же мы? Значит, путь к достижению толерантности в обществе стоит начать с самих себя. С равного общения, диалога культур. Говорят, мудрый не тот, кто много прожил, мудрый тот, кто много видел.
Возможен ли сегодня иной мировой порядок, где у всех будут равные права и возможности вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, происхождения? Хотелось бы сказать «да», но для этого нужно еще много сделать. Легенда о процветающей, великой державе, погубленной врагами-инородцами, – миф, опасный для будущего земли. Пример – печальный опыт Германии и Югославии. Цена подобных ошибок в ядерном мире сегодня слишком высока.
Диана КАПЛАНОВА
Опубликовано: 2006-07-20
|