Музыканты – не попрошайки!
Лето в самом разгаре. Кто-то пузо греет на югах, а для переходных музыкантов лето – сплошная работа – сезон начался. Ровно год назад я проводил эксперимент – можно ли выжить, музицируя в подземках. За два месяца я понял, что да – можно.
Сам процесс
А я играю на гармошке у прохожих на виду…
(Крокодил Гена)
Первое время я очень сильно комплексовал – бывало, целый час стоял перед подземкой и заставлял себя в нее зайти. Во мне были еще живы предрассудки, навязанные чересчур уж правильным обществом. Но за неделю я втянулся и стал делать свою «работу» с удовольствием.
Кроме меня, желающих побренчать было предостаточно, поэтому приходилось между собой делить время – по 2 часа. Перед началом музицирования в шляпу полагается кинуть несколько мелких монет – так называемую «разводную мелочь» – чтобы люди понимали, что ты лабаешь не для себя одного. Многие уличные артисты прибегают к услугам специального человека, виртуозно стреляющего мелочь у прохожих во время исполнения песен, – «аскера». С хорошим аскером можно намного быстрее собрать необходимую сумму, но единственная загвоздка – придется делиться. Обычно «попрошайничают» симпатичные девушки, но встречаются и юноши, искусно выклянчивающие денежки на «помощь молодым музыкантам». Одна моя знакомая аскерша по прозвищу Пума делала за сорок минут аж три сотни. Что там Остап Бендер со своими «честными способами изымания денежных средств у честных граждан»!!!
Нужно хорошо знать песни самых разных направлений – люди часто заказывают песни, за что и платят соответственно больше.
Контингент
Ну а мы, ну а мы….
Наркоманы, фашисты, шпана…
Как один, социально опасны,
И по каждому плачет тюрьма…
(К. Кинчев)
…довольно разношерстный.
В первую очередь это неформалы. Аскать в переходе – у них одно из самых излюбленных занятий. Набор песен довольно-таки стандартный: чижатина, чайфовщина, шевчуковщина, летовщина и прочий ниферюжный багаж. Встречаются как откровенные посредственности, так и реальные профессионалы. Однако и те и другие музицированием преследуют одну и ту же цель – насобирать бабла на портвейн, пиво и на перекусить (или закусить). Часто в подземках играют автостопщики. Так мне довелось пообщаться с одним наглухо отмороженным баянистом-астраханцем, целый месяц безрезультатно пытавшимся уехать из гостеприимного Волгограда. Дело в том, что этот чудила собирал за день себе денег на поезд и… пропивал их в ближайшей чебуречной. И эта катавасия длилась около месяца.
Один мой друг играет в переходе каждое лето. Таким образом он кормит семью. Пенсионеры тоже подрабатывают. Но их козырь (простите за кощунство) – жалость. Так один дедушка калымит, наигрывая на флейте откровенную ерунду, которую с натяжкой можно назвать «авангардизмом». Но милосердные граждане кидают мелочь.
Выходят на улицу и студенты музучилищ. Они, как правило, не стреляют на бухло – они зарабатывают на жизнь своим ремеслом. Так, например, профессионально подходили к уличному музицированию два моих знакомых парня – гитарист и флейтист. Они репетировали программу, четко и слаженно играли известные мелодии и потому зарабатывали значительно больше, чем полупьяное ниферье со своими «все идет по плану». Их даже приглашали и по клубам поиграть, но они принципиально отказались.
Заработок
А денег ведь нам платят – как кот наплакал…
(С. Шнуров)
Наивные мещане считают уличных музыкантов голью перекатной. Зря. Конечно, я не утверждаю обратного: переход не приносит баснословного богатства. Но лично мне на жизнь хватало. Размер «оклада» зависит в большей степени от уровня мастерства. Я за 2–3 часа поднимал 200–300 рублей. Пахать пять дней в неделю мне было вполне достаточно для поддержания нормальной жизнедеятельности. В среднем другие музыканты-любители зарабатывали примерно столько же. А вот три скрипачки, игравшие на набережной у фонтана, зашибали гораздо больше нашего брата. Если мне стандартно кидали червонцы (иногда полтинники и сотки), то обаятельных девушек вознаграждали стольниками и валютой.
И все же, даже если ты не умеешь играть и петь, все равно найдется кто-нибудь добрый и кинет тебе монетку. Это стопудово.
Тоже труд
Заводы стоят – в стране одни
гитаристы...
(С. Шнуров)
В народе укоренилось мнение, что переходные музыканты – «алкоголики, тунеядцы, хулиганы», попрошайки и «вообще работать не хотят». И мне самому не раз приходилось выслушивать упреки добропорядочных граждан. В корне не согласен с навешиванием таких унизительных ярлыков.
Во-первых, с каких это пор исполнение песен и музыкальных композиций перестало считаться трудом? Заводской рабочий расходует силу, кабинетный чиновник – нервы и мозги, артист же отдает людям свою душу. И, собственно говоря, нет существенной разницы в том, что какой-нибудь Киркоров в рамках турне дает двухчасовые концерты ежедневно, а переходный певец делает то же самое на улице. И первого почему-то дармоедом не величают. Тем более уже в древности были бродячие артисты, путешествовавшие по городам, дарившие людям радость и заканчивавшие свои представления хождением по кругу со шляпой, в которую благодарная публика бросала деньги.
Во-вторых, всегда были люди, не желавшие быть винтиком в механизме государственной машины. Они не хотели работать на систему по той причине, что все занятия, предлагаемые ею, они не находили для себя интересными. Кому-то морально проще выйти в подземку на пару часиков с гитарой, чем 5 дней в неделю просиживать штаны в каком-нибудь учреждении, занимаясь рутинной работой.
И, в-третьих, музыкантов неправомерно называть побирушками. Попрошайки просят милостыню, ничего при этом не давая взамен. Музыканты же не клянчат мелочь с сердобольных работяг, а зарабатывают ее. Они демонстрируют публике свое мастерство, а люди уже сами его оценивают и абсолютно добровольно вознаграждают (или же проходят мимо). Никто насильно не заставляет честных обывателей расставаться со своими кровными медяками.
Напряги
Господь учил делиться...
(народное)
В принципе переходному музыканту создать проблемы могут только бандюганы и стражи порядка – две изначально враждующие стороны (!). Милиционеры периодически сгоняют бродячих артистов с переходов и людных мест. Забрать могут либо за распЕвание матерных куплетов, либо за распИвание спиртных напитков на «рабочем месте». В первом случае можно попасть на лавэ – составят протокол по административке и штраф выпишут за «нецензурную брань в общественном месте». А за пьянку – тут уж сам бог велел – в трезвяк. Однажды одного моего товарища, принявшего на грудь перед «трудовой вахтой», загребли и через полдня отпустили, заставив вычистить ментовский сортир. Я и сам один раз с приятелем попадал в лапы «правосудия»: нас взяли с перехода по какому-то левому подозрению; но меня отпустили сразу, а его – сутки продержали. Отличие было в следующем: он был пьян, а я трезв.
Но люди в погонах – божьи одуванчики по сравнению с людьми «в наколках». Хотя, признаюсь, за два месяца моего пребывания в переходе меня ни разу никто данью не облагал. Да и все мне знакомые подземные маэстро «ни под кем не ходили». Возможно, и есть какая-нибудь гоп-бригада, крышующая бродячих артистов, но, к счастью, судьба меня с бандитами не свела. Один раз, правда, мне предлагали тему – работать на Арбате «под чутким руководством серьезных людей», но я любезно отказался.
Инциденты все же были. Музыканту, отказавшемуся делиться, пьяные братки проломили череп и забрали гитару. Не раз мне мои знакомые рассказывали, как к ним подходили накачанные парни уркаганской наружности, разводили и забирали выручку. Но, возможно, это были какие-нибудь залетные огольцы, не имеющие прямого отношения к преступной группировке, держащей переходы.
Советы бывалого
1. Выходите в переход трезвыми – меньше вероятности столкновения с правоохранительными органами. К пьяному легче придраться.
2. Для работы выбирайте места людные. Если вы сядете, скажем, где-нибудь в частном секторе или на безлюдной остановке – только потратите время впустую и вернетесь домой с пустыми ведрами.
3. Очень важно с самого начало выбрать свою потенциальную аудиторию и подобрать соответствующий репертуар. Люди в возрасте не клюют на ниферские гимны, а неформалы не особо кидают деньги на Розенбаума или Высоцкого. Однако пожилые люди бросают мелочь вне зависимости от жанровых заморочек.
4. Если вы рвали глотку целых 20 минут и ваша шляпа пуста – не отчаивайтесь и не спешите зачехлять инструмент. У меня бывало и такое, что за час я зарабатывал всего рублей тридцать, но потом за считанные минуты шляпа наполнялась червонцами и полтинниками доверху. Главное – поймать волну, дождаться, когда Фортуна тебе улыбнется.
5. Старайтесь не сидеть в одном и том же переходе постоянно. Лучше периодически менять места дислокации – часик там, часик здесь. Связано это с тем, что через переход каждодневно проходят одни и те же люди. И если сегодня человек вам кинул полтинник, то завтра он этого уже не сделает.
6. Периодически опорожняйте свою шляпу от бумажных купюр, оставляя только монеты – так называемую «разводную мелочь». Если гопота увидит, что вы очень даже прилично наиграли – могут позариться. Тем более в переходе обычно тусуется какой-нибудь бомжик и наблюдает за вашим заработком – он то и может сдать вас бандерам.
7. Старайтесь играть песни (композиции) в режиме нон-стоп – без перерыва. В антрактах люди не кидают денег.
8. Если у вас комплексы – сидите дома!
Граждане! Товарищи! Братья и сестры! Убедительно вас прошу: если у вас есть на кармане лишняя мелочь, то не жмотьтесь, проходя мимо уличных музыкантов! Музыка – их хлеб!
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2006-07-20
|