Монологи в... одном месте
Возможно, представители старшего поколения составили о пьесе Ив Энцлер иное впечатление... А вот что касается меня, поделюсь.
Читая в Интернете про пьесу «Монологи вагины», я подумала: ну, раз уж перевели ее на 30 языков, значит, должна же быть какая-то колоссальная идея, философское открытие, которое заставит, наконец, сонных людей проснуться и понять, что все-то совсем по-другому!
На сцене три стула. На них – женщины в черном. Периодически меняют позы из «ноги-вместе» в «ноги-врозь». После недолгого введения вдруг начинают перечислять, как в разных странах называют вот этот великолепный орган. Потом дело переходит к своеобразным, не очень здоровым фантазиям – как бы оно, вот это самое, оделось, что бы оно сказало, чем оно вообще пахнет... Затем рассказываются личные истории. Основные их герои – люди нетрадиционной ориентации либо озабоченные не вполне понятными простым людям проблемами представители мужского пола.
Зрители после скандирования актрисами самого что ни на есть просторечного названия главной «героини» пьесы отходили после «культурного» шока. Отходили в основном в вестибюль и уже не возвращались (билеты были до 2500!).
Для создания пьесы автор (феминистка) использовала интервью с 200 представительницами женского пола. Не постеснялась она обнародовать, что в числе интервьюируемых были пятилетние девочки. И задавали им вполне обычные, согласитесь, для пятилетнего возраста вопросы: есть ли у нее половые органы? что бы они говорили, если б могли? на что они похожи? имеют ли они какие-нибудь индивидуальные особенности?
Потом барышни на сцене отважились поговорить о «критических днях». Что вы, зачем искать какие-то эвфемизмы? Разве не проще прямо так, как есть, простонародными выражениями? Что? Мужчины в зале? А они что, по-вашему, малые дети? Они все давно знают сами.
Вот он, оказывается, какой современный настоящий театр! Вот чего, оказывается, народу не хватало. Какое ультрасовременное художественное слово! А какое воспитание нравов!
Разве вас не повергает в шок то, что в монологах ни слова о любви, о НОРМАЛЬНОЙ любви, не было? Даже намека! Здесь – маленькая девочка попала под влияние взрослой женщины, тут – едва знакомый Боб-придурок, разглядывающий женское достоинство и вопящий «Как ты красива!!!», там – папин дружок-извращенец... То есть это здоровому обществу на данном этапе эволюционного развития жизненно необходимо.
Да, помимо истории натерпевшейся ужасов девочки (история которой ни к каким выводам, кроме прелести «розовой» любви, не приводит), есть еще один момент, длившийся целых десять минут, который несет хоть какую-то (да здравствует небо!) идею! Рассказывают о девушке, натерпевшейся насилия в военное время, но опять же в своеобразном контексте. От первого, так скажем, лица. И что? Зрители испытали огромное сочувствие? Ведь о чувствах девушки ну ни слова! Только причитания: «Ах, высохла такая чудесная река! Ах, я лишилась такой волшебной страны!» Детей она, ненормальная, лишилась! А не «страны»!
Разбери теперь психологию людей, пафосно бросающих на выходе: «Ну, вам не понять… А вы чего ждали? На кабаре, что ли, пришли?» Ну, давайте, ведите своих друзей на это смотреть, отправляйте пятилетних дочерей рассказывать о говорящей «пиписке», объясняйте матерям, что все ими говоренное про любовь, семью и уважение – все это гроша не стоит. Ведь прежние представления о жизни устарели, теперь у молодых своя правда, да?
Мария БОРИСОВА
Опубликовано: 2006-07-13
|