Как «замарашка» третьей столицей стала
А сегодня Урюпинск может хвастаться насыщенным перечнем культурных событий: международные пленэры, создание единственного в мире памятника козе, открытие картинной галереи, театрализованные представления, масштабные праздники цветов и фейерверки. Словом, теперь урюпчане имеют полное право давать «уроки менеджмента» всем желающим градоуправленцам. А ведь действительно интересно, как сделать малый и вроде ничем не примечательный городок экономически самостоятельным? Ведь все утверждают, что такой «фокус» практически невозможен. Отнюдь!
Переплюнув Суздаль и Углич
Урюпинск не зря стал символом российской глухомани – прямо в центре города обрывается железнодорожная ветка. Дескать, приехали, дальше дороги нет. И, видимо, назад тоже. Кроме того, Урюпинск достаточно удален от соседних крупных центров: до родного Волгограда – 340 км, до Тамбова – 250, а до Ростова и вовсе 500 км. Короче, глубинка по всем правилам.
А перевод имени города чего стоит! Если исходить из глубин русского языка, то имя города берет начало от слова «урюпа», то есть «замарашка», «разгильдяй», «плакса». Ну, как с таким «наследством», скажете вы, жить и делать город процветающим? Тогда был придуман более корректный вариант: дескать, город же стоит у обрыва на реке Хопер, то есть «у руба». Вот и получился Урубинск. Со временем название превратилось в более мягкое – Урюпинск.
Очередную топонимическую версию предложил местный писатель В. Головачев. Оказывается, после взятия войсками Ивана Грозного Казани татарский князь Уруп был настигнут на Хопре казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. Между богатырями произошла схватка. Татарин увяз в болоте и из-за этого был пленен. С той поры возникла поговорка: «Увяз как Урюп». А место поединка у болота стали называть Урюпинским. Был или нет в реальности тот самый Уруп – неизвестно. Но в местном краеведческом музее Головачев запечатлен в полный рост...
Возрождение Урюпинска началось с 2000 года, когда город оказался в числе победителей конкурса «Стратегия развития малых городов России», который проводил Фонд Сороса. И хотя урюпчанам пришлось соперничать с такими известными городами, как Суздаль, Углич, Гусь-Хрустальный, за которыми многовековая история, отцы города оказались истинными патриотами и «выжали» из вышеупомянутого анекдота все, что можно. Да как выжали!
Жизнь – борьба. Экономическая
Если говорить о новых приметах «экономической стабильности» Урюпинска, то они явны и довольно стремительны. Например, не так давно здесь появился поселок Благо на 200 домов, где живут уставшие от холодов и несладкой северной жизни тюменцы. В основном пенсионеры. Но есть и более молодые семьи, в основном с малыми детьми, которых привезли из Тюмени в Урюпинск на чистые хоперские воду да воздух – поправить здоровье.
– На самом деле у нас довольно много людей, которые переехали в наш город просто потому, что он понравился им по рассказам, – говорит глава городского округа Сергей Горняков. – Это беженцы с Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, бывшие военнослужащие из Мурманска, Москвы и Петербурга. Для новых урюпчан особенно привлекательным является то, что криминогенная обстановка в Урюпинске спокойная, нет «разборок», от которых обычно лихорадит всех жителей города. Улучшилась обстановка с рабочими местами. И в этом есть большая заслуга нового бренда города...
В 1997–1998 годах Урюпинская трикотажная фабрика не работала вообще. А теперь обрела второе дыхание. Началось все опять же с футболок с «кричащими» слоганами: «Брошу все – уеду в Урюпинск!» и «Москва – Париж – УРЮПИНСК». Популярны и еще два варианта подобной текстильной продукции. Первый: изображены два бодающихся козла, а под ними девиз: «Жизнь – это борьба!». Второй вариант более семейный: «Я и семеро козлят». Естественно, что такая оригинальная продукция раскупается с лету, без нее туристы домой возвращаться отказываются. Действительно, кто тогда поверит, что человек побывал в столице российской глубинки?
Следующее событие, которое также прославило Урюпинск на всю Россию, произошло буквально в минувшем мае. Город стал экспериментальной площадкой для обсуждения и «обкатки» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Кстати, письмо, с которым в свое время отцы города обратились в высшие властные структуры, заканчивалось хрестоматийно: «Бросайте все – приезжайте в Урюпинск!». На призыв откликнулись многие – из Совета Федерации, члены Общественной палаты России, из Комитета Госдумы по местному самоуправлению, федеральные специалисты в сфере ЖКХ, первые лица предпринимательской организации «Опора России». Визит последних был также связан и с тем, что из двадцати депутатов Урюпинской городской думы тринадцать – предприниматели.
Любопытный факт: глава Департамента федеральных отношений, государственного и местного самоуправления Министерства регионального развития Сергей Мирошников ехал на обсуждение закона в Урюпинск из... Страсбурга. И коллеги напутствовали Сергея Николаевича примерно так: «Смотри не опозорься там, в Урюпинске. Чай, в третью столицу России едешь. После Москвы-то и Питера...» Шутка шуткой, но сейчас, когда законодательство может эффективно работать на благо российской глубинки, речь идет действительно о делегировании части полномочий... столице российской провинции.
Повесть о Любви
А жизнь тем не менее требует новых «фишек». И они появляются! Например, урюпчанином чуть-чуть не стал... бывший советник Президента Франции Миттерана, писатель Жан Лу Трассар. Француз приезжал в Урюпинск, чтобы написать книгу о провинциальном житье-бытье в России. Исколесив окрестности, он наткнулся на местную живую «достопримечательность» – красавицу, официантку ресторана Любовь Сухорукову. И влюбился без памяти! Жану тогда стукнуло 55, а Любе – 35. Француз готов был бросить все – Париж, комфорт, славу... Но госпожа Сухорукова отвергла пылкого француза, хотя Жан Лу осыпал предмет своей страсти пламенными предложениями аж шесть лет. Просто повесть о Тристане и Изольде на урюпинский лад...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2006-07-13
|