Первая любовь Дон Жуана
Недавно мы имели удовольствие видеть творение одного из талантливейших режиссеров
нашего времени Романа Виктюка – «Последняя любовь Дон Жуана, или Эшафот любви».
Роль Дон Жуана исполнил ведущий актер Театра Виктюка Дмитрий Бозин.
Спектакль поставлен по пьесе французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмита.
Он о том всепоглощающем чувстве, которое люди назвали любовью. Дон Жуан, зажигая
любовь в сердцах женщин, сам никогда не любил и невыносимо от этого страдал.
Он ждал, когда хотя бы одна из 8341 жертв его таланта обольщать остановит его.
В старом загородном замке старая герцогиня собирает еще пять женщин – «жертв»
Дон Жуана с целью наказать героя-любовника. Они учиняют суд над человеком, который
некогда дарил им счастье. Они помнили его всю жизнь, и не потому, что любили,
а потому что ненавидели, ведь он их бросил. Для него это была не более чем охота
– женщины, как кролики, сами готовы были лезть в пасть удаву, лишь бы удостоиться
его внимания. Наказать дамы решили своего бывшего любовника, женив на одной
из его «свеженьких» жертв – Анжелике. Но… Анжелика не хочет принимать от Дон
Жуана эту жертву, ведь он ее не любит.
Режиссер мастерски посмеялся над всем женским родом. При виде своего возлюбленного
дамы превращались в лепечущих дурочек, забывая о своем уже почтенном возрасте,
предаваясь воспоминаниям, они вновь и вновь переживали то ли трагедию всей своей
жизни, то ли счастье… Но, как выяснилось, за 5 месяцев и 28 дней до описываемого
события произошло нечто, что перевернуло жизнь Дон Жуана, – он встретил человека,
которого полюбил всем сердцем… И может ли иметь значение такая маленькая деталь,
как пол, если есть то, ради чего жить все-таки стоит – любовь!
Дмитрий Бозин, отыграв спектакль, ответил на наши вопросы. Диалог часто переходил
в монолог артиста, пускающегося в философские дебри. Казалось, что он имеет
огромное удовольствие от того, что люди вокруг слушают его, затаив дыхание.
– Дмитрий, как глубоко вы погрузились в эту роль?
– Я не так давно ее играю, это не Саломея, спектаклю всего ничего. Думаю, что
влияю на Дон Жуана больше, чем он на меня…
– Вас устраивает ваш мир?
– Больше всего на свете я боюсь встретить инопланетян и убежать. Я этого не
хотел бы. Наоборот, я хочу их встретить и пойти за ними.
– А как вы в таком случае относитесь к религии?
– Я знаю прекрасную науку и религию бахаидов, которые сказали, что на нашу планету
пророки приходили в каждую страну по мере готовности страны, и это тоже достаточно
точно. Я не крещен не потому, что мне не нравится христианская религия, а потому
что мне нравятся все религии, существующие в мире. Я благодарен Роману Виктюку,
что он не заставил меня принять свое учение, он сказал: «У тебя будет свое,
и живи в нем. А я буду просто твоим режиссером, я научу тебя как, но я не буду
говорить тебе что».
– А какое у Виктюка учение?
– Об этом не хватит жизни рассказывать. Это мои 33 года и его 69. Он свои знания
получал от Тереховой, Гафта, великого Филипенко. Меня тоже учили люди, с которыми
я виделся, и музыканты, которых я слышал. Есть маленькие крупицы мудрости у
Джанис Джоплин, есть крупицы у Рея Чарльза, в нотах Елены Образцовой и в ее
словах, но больше в ее дыхании.
– По каким принципам вы живете?
– Дело в том, что есть очень простой принцип: Маугли охотился, когда был голоден,
и плавал, когда ему было жарко. Это и есть принцип человеческого режима жизни.
Я знаю, что есть необходимость, и знаю, что для того, чтобы достичь какого-то
результата, я буду это делать каждый день, потому что это мой путь. Чтение книги
– это тоже часть моего пути, но книга более случайна, чем тренировка, ибо она,
как и человек, приходит в нужный момент. А тренировка – это твое собственное
задание твоему собственному телу, чтобы об этом не думать каждую секунду, что
вот, ах, я же не тренирован.
– Во время спектакля вас снимали на камеру…
– …моя супруга. Это техническая необходимость – я должен следить за происходящим.
– А Виктюк не занимается такими съемками с целью разобраться, все ли сделано
правильно?
– Нет-нет, ребенок родился и живет сам, даже мою дочь нельзя контролировать,
это бесполезно и не надо. Он может слушать, как я слушаю свою дочь, так он стоит
за кулисами, иногда с закрытыми глазами, и слушает, как идет спектакль, но он
практически никогда уже не дает советов. Этот ребенок уже живет своей жизнью.
– Что вам нужно для комфортного проживания?
– Ничего, я спартанец.
– Вы никогда не думали о том, чтобы перейти играть в другой театр?
– Сейчас я занимаюсь этим и могу приложить максимум своих умений – спортивных,
умственных, душевных. Именно в этом театре я могу их использовать. Поэтому я
12 лет актер этого театра, ни в каком другом все эти умения от меня пока не
потребовались. Там возьмут часть, здесь берут всю палитру. Мною сыграно порядка
12 спектаклей с Романом Виктюком, и каждый из них давал возможность меня использовать
чуть иначе. Поэтому сейчас это моя работа.
– Поступали ли предложения сняться в каком-нибудь фильме?
– Я этого не умею делать. Я сыграл частного сыщика в 12-серийном фильме «Веревка
из песка». Как ругался режиссер, это непередаваемо! Его тошнило, когда он монтировал
со мною кино.
– Вы чувствуете, когда на сцене делаете что-то не так?
– Федерико Гарсия Лорка сказал: «Когда свобода приходит, ее замечают сразу и
все». Следовательно, когда она не приходит, это тоже все видят. Актер голый
на сцене, хоть в скафандр залезь. Вы всем залом меня сканируете, как же я вам
совру?
Татьяна СУЗДАЛЬЦЕВА
Опубликовано: 2005-11-24
|