Волгоградский образовательный форум
В минувшую субботу, 31 января, закончил свою работу Волгоградский образовательный
форум.
Как справедливо говорилось на открытии форума, волгоградскому образованию есть
чем похвастаться. Недаром наш регион – в числе лидеров по России и в этой сфере!
Но модернизация нам не повредит: пусть в школах вводится здоровьесбе-регающая
учеба, в ясельках – веселый «инглиш», абитуриент поступает по ЕГЭ в лучший для
себя вуз. А студент втемяшивает знания в свою голову. Лучшего пока не придумали!
Учеба – это общение и… лечение
На три дня огромная площадь зрительного зала и фойе Дворца спорта была отдана
для презентаций 200 учебным заведениям Волгограда и области. На выставку пришло
более 17000 посетителей. Свое учебное заведение показать и на других посмотреть
приехали не только из привычных к таким мероприятиям вузов и колледжей, но и
из учреждений дополнительного образования, профтехучилищ, школ, лицеев, кадровых
агентств и даже... детских садов! Словом, если бы форум нуждался в девизе, то
можно было бы предложить что-то типа: «От мала до велика, от Дубовки до Палласовки».
Но внимания заслуживает не только обширная география и классификация педагогов.
Вторая региональная специализированная выставка-фестиваль – это уникальное мероприятие
в нашей области, появившееся благодаря Комитету по образованию администрации
Волгоградской области совместно с выставочным центром «Царицынская ярмарка».
Уникальность заключается не только в масштабности форума, но и в том, что в
Волгоград съехались лучшие представители этой профессии со своими оригинальными
идеями, начинаниями и педагогическими наработками. Ведь недаром тема форума
была заявлена как «Модернизация волгоградского образования. Первые итоги».
К слову, познакомившись с информацией практически всех стендов, мы постараемся
остановиться только на «неизвестных» именах – учебных заведениях, которые «засветились»
со своими разработками впервые.
Ребята из центра «Качинец»: к полету готовы!
От улыбки станешь ты умней
Школа №4 из Калача-на-Дону уже год участвует в международном проекте, который
противодействует распространению ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем.
Учителя, ученики и даже родители видят заслон чуме в увеличении двигательной
активности школьников – только так можно сохранить здоровье детям. У каждого
класса есть свой паспорт здоровья, позволяющий классному руководителю и учителям-предметникам
«дозировать» учебную нагрузку. Первоклашки отплясывают на уроках ритмики и бальных
танцев,
а старшеклассники пыхтят на дополнительном уроке физкультуры.
Но самое замечательное, что в этой школе на полном серьезе дают детям… посмеяться.
Если верить статистике, то для защиты от стрессов взрослые должны улыбаться
десять, а дети – все четырнадцать часов в сутки! Поэтому в СОШ №4 г. Калач-на-Дону
ведутся тренинги улыбок и всевозможные конкурсы смеха.
В школах № 3 и № 11 г. Михайловка растят детей под девизом: «Обучение – это
общение человека с человеком». Поэтому главной опорой для михайловских учителей
является не учебник, а собственный жизненный опыт. Ребенок должен воспринимать
мир как полноправный исследователь – считают они.
В Привольненской школе Светлоярского района решили, что детей и взрослых сблизит
общее дело. Поэтому здесь уже три года работает собственная учебно-производственная
бригада, в которой три звена: механизаторы, животноводы и бахчеводы. Ребята
помогают не только совхозу, но и себе – их труд оплачивается. Не отходя от школы,
эти старшеклассники получают профессию. Привольненская школа имеет лицензию
на профессиональную подготовку: можно получить не только «корочки» механизатора
или животновода, но и швеи, механика.
Русские «доки» с немецким качеством
Камышинский политехнический колледж в народе называют еще «немецким». Дело
в том, что из 775 юношей и девушек, обучающихся в нем, примерно 10% составляют
«поволжские немцы». И хотя количество русских потомков Гете и Шиллера вроде
бы не велико, но именно возможность смешения культур подсказала новые педагогические
технологии. Например, здесь ежегодно проводят Немецкий фестиваль, куда приезжают
студенты из Оренбурга, Самары, Ставрополя, Ростова, Краснодара, Саратова. Сам
фестиваль – выездной, например,
в 2004 году он состоится в г. Анапа. На фестивале ребята не только упражняются
в любимом жанре эстрадных миниатюр, но и в немецком языке. Дело в том, что между
делом здесь проводятся лингвистические курсы.
Второе важное открытие, которое привезли камышане из немецкой земли, касается
уже непосредственно методики профессионального обучения. Дело в том, что в Германии
образцы новой техники, появляющейся в любой отрасли, сразу направляются в соответствующий
колледж. Чтобы выпускники умели работать на самом современном оборудовании,
а значит, были везде востребованы. В России, как известно, учатся «на плохом»,
чтобы, не дай Бог, не испортить. Но теперь преподаватели Камышинского политехнического
колледжа также решили всеми правдами и неправдами добиваться для будущих рабочих,
технологов, менеджеров практики на современном оборудовании и шефства над ними
лучших мастеров-профессионалов. Поэтому долой «386-е», даешь «Пентиум4-3400»!
Вениамин Брянцев – юный кондитер из ПУ №60
Черный сменился зеленым
Что касается номинации «самые маленькие», то среди работников детских садов
оказалось тоже немало новаторов. Например,
в МДОУ Светлоярский детский сад №7 «Светлячок» существуют четыре главных заповеди
воспитателя: «Не навреди!», «Люби детей», «Защити их любовью», «Все творчески
– иначе зачем?». В этом детском саду работают два музыкальных руководителя и
несколько нестандартных программ развития малышей. Одна из них – «Метод экспересс-рисования».
Ежеутренне малыши рисуют собственное настроение, настроение мамы или друга.
Они пытаются изобразить красками собственное ощущение от различных людей, которые
приходят в детский сад в гости, даже настроение собственных домашних любимцев
и игрушек.
Очень перекликаются с наработками светлоярцев идеи, которые используют в МОУ
детский сад
№374 Красноармейского района. Их программа называется «Арт-терапия» и включает
в себя несколько ступеней. Например, «вокалотерапия» – это не только пение а-капелла
и хором, но и правильная постановка дыхания. Во время «кинезиотерапии» малыши
танцуют и занимаются некоторыми упражнениями йоги. Но, пожалуй, самой оригинальной
является ступенька «Музыкальные сны», где детишек обучают основам медитации
и благодаря той или иной музыке корректируют их психо-эмоциональное состояние
и дальнейший сон. А после надо свой сон нарисовать. В этом заключается «ИЗО-терапия».
Как поведала мне Галина Савина, в последнее время даже те дети, у которых в
семье не все благополучно, редко используют коричневые и черные краски – краски
стресса. Излечились! Все больше – сиреневый и зеленый цвета. Как известно, зеленый
означает задумчивое спокойствие, а сиреневый – цвет рефлектирующих артистических
натур.
У стенда технологического техникума
Опубликовано: 2004-02-04
|