Уроки Леонардо должны проходить в музее
В состояние созерцательности и неторопливости погружает обстановка музея.
Кажется, что попал в оплот стабильности, что музейный работник – хранитель времени,
которому дела нет до происходящего за окном. Но встреча с Татьяной Гафар – искусствоведом,
сотрудником музея изобразительного искусства – опровергает такое представление.
– Татьяна, я знаю, что в этом году вы чуть ли не все праздники провели
в дороге. Создается впечатление, что вы не в музее работаете, а в агентстве
путешествий?
– Да нет, в музее. Только музей современный – это очень живой и изменчивый организм,
во всяком случае, для тех, кто находится внутри него. Но я думаю, что скоро
и окружающие изменят свое мнение и перестанут ассоциировать музеи со складами
старых, может быть, и ценных, но не всегда нужных вещей.
– Неужели все Ваши поездки были связаны с музейными делами? Сколько их было
за последнее время...
– Честно признаться, все собираюсь подсчитать точно, но, похоже, дома я провела
за полгода недели три. Была дважды в Петербурге, раз пять в Москве, в Голицыно,
совершила два трансатлантических перелета, добираясь до Америки и обратно, побывала
в Вашингтоне, Балтиморе, Нью-Йорке.
– Давайте по географии, или нет, хронологии. Расскажите, что делали в каждом
пункте.
– В середине февраля поехала за работами для выставки «Куклы Петербурга». Все
экспонаты собирала по мастерским питерских художников, паковала в коробки из-под
бытовой техники, а потом привезла на вокзал. Было очень страшно везти, я все
переживала, чтобы не разбились «красавицы», ведь они из фарфора, папье-маше
сделаны. А когда уже дома оказалась, посчитала оценочную стоимость и ахнула:
спокойней, наверное, было иномарку из северной столицы перегнать. Приехав, сразу
начала монтировать выставку, на следующий день после открытия уехала в Москву,
а через четыре дня уже стояла напротив Белого дома в Вашингтоне.
– Тоже за куклами поехали?
– Нет, за знаниями, за опытом, как участник программы «Открытый мир», которая
с 1999 года осуществляется Библиотекой Конгресса США. Я стала делегатом, наряду
с еще семью музейщиками со всей страны нас признали лучшими арт-менеджерами
и пригласили в США познакомиться с американскими музеями и нашими коллегами
за океаном. Четыре дня мы провели в Вашингтоне, более десяти в Балтиморе, столице
штата Мэриленд.
– Как вам города, в которых побывали?
– Любимым все равно остался Петербург. Вашингтон не похож ни на один город в
Штатах, американцы сами говорят об этом. Он такой «кукольный», как город Барби
и Кена. В нем не строят зданий выше Капитолия. Но город очень опрятный и деловой,
такой респектабельный и комфортный. Библиотека Конгресса производит ошеломляющее
впечатление, огромные читальные залы, музей, конференц-залы. Там мы видели первую
в мире печатную книгу – Гутенбергову Библию. Очень волновалась, когда на официальной
встрече выступала в Библиотеке Конгресса и рассказывала о нашем музее. Теперь
в фондах Библиотеки Конгресса есть литература о Волгоградском музее изобразительных
искусств.
Балтимор как-то сразу запал в душу. Мне он чем-то напоминал Питер. Нет, не архитектурой,
а ощущениями. Это тоже город-порт, с гаванью, с домами 19 века, с музеями, оперным
театром, крупнейшим в штатах симфоническим оркестром.
– Самое яркое впечатление от поездки?
– Личное – проживание в гостинице мэрии Балтимора. Дом конца 19 века, с подлинной
обстановкой. Такое ощущение, что здесь еще живут прежние хозяева. В доме прекрасная
библиотека с антикварными книгами, которые можно было брать читать к себе в
номер, а в комнатах всегда – живые цветы. Настоящий музей и в то же время полностью
комфортабельное жилье.
А профессиональное впечатление – это бережное отношение американцев к своей
короткой истории и родной культуре. Да, многие из них плохо знают, что происходит
в мире, но свое, национальное, они любят и берегут. В музеях много молодежи,
так же как в театрах и на концертах. Многие считают своим долгом поддерживать
развитие культуры, в том числе и финансами. Очень распространено среди американцев
выступать в качестве друга музея или театра. Чтобы остановить отток населения
из мегаполиса, строят не только магазины, а новые музеи и творческие центры.
– Ну просто рай для музейного работника?
– Да нет, не рай, а большое поле для приложения своих сил, для творческой инициативы.
У меня в целом сложилось впечатление, что Америка иная, чем мы в России ее представляем.
Не хуже или лучше, а совсем другая. Там много возможностей и очень много запретов.
Допустим, курить нельзя практически нигде в общественных местах или опаздывать
на встречи. Так что большие возможности требуют и значительных обязанностей.
– А что произошло после возвращения?
– Мы, Волгоградский музей, стали победителями во Всероссийском конкурсе «Меняющийся
музей в меняющемся мире», проводимом Благотворительным фондом Потанина. Конкурс
проводится второй раз. Важно было представить проект, полезный музею, в котором
работаешь, и интересный для фонда. На конкурсе несколько номинаций: туризм,
образование, экспозиция, исследования, работа с людьми с ограниченными возможностями.
В первом туре участвовало более 500 музеев со всей страны. Эксперты и жюри отобрали
46 полуфиналистов и пригласили авторов проектов в Голицыно под Москвой на семинар.
Там объяснили, что делать дальше.
– И что нужно было делать?
– Писать вторую заявку. А она представляет собой самый настоящий бизнес-план
с изучением конкурентной среды, планом маркетинга и продвижения продукта, со
схемой управления и, конечно же, бюджетом. На этом этапе пришлось очень сильно
«попотеть». Ведь я гуманитарий, понадобилась помощь. Соавтором стал мой муж,
человек с техническим образованием и опытом продвижения новаторских идей. В
результате наш музей стал одним из 17 счастливчиков-музеев, которые выиграли
гранты на осуществление своих проектов.
– Так что за чудо-проект?
– Он называется «Уроки Леонардо». Это цикл занятий по естественно-научным дисциплинам
на базе наших экспозиций. То есть мы собираемся преподавать физику, химию, математику
в залах художественного музея. Проект не случайно был назван «Уроки Леонардо».
Каждый человек хоть однажды слышал имя одного из титанов Возрождения. Леонардо
да Винчи стал символом эпохи и в целом познания мира человеком. Традиционно
сферу применения художественной коллекции видят только в русле гуманитарного
образования. Мы захотели разрушить стереотип и заново открыть возможности изобразительного
искусства как инструмента познания мира. Для этого музей превратится в средневековую
лабораторию. Побывав на «Уроке Леонардо», дети в атмосфере музея увидят, как
физические и химические законы были открыты или использованы в процессе создания
художественных произведений. На уроках физики, химии, геометрии детям наглядно
демонстрируются разделы механики, оптики, свойства материалов, их взаимодействие.
– Да, необычно и непривычно?
– Вот в этом и есть изюминка проекта, видимо, поэтому он так понравился, причем
не только жюри, но и представителям средств массовой информации. На церемонии
награждения в Москве, в Третьяковской галерее, мы получили еще два приза от
прессы: «За красоту идеи» от журнала «60 Параллель» и от ассоциации «Открытый
музей» за соответствие понятию «открытый музей» в смысле открытости новому и
инновационному.
– И когда вы приглашаете юных химиков и физиков?
– Проект рассчитан на год, мы должны и уроки разработать, и, самое главное,
создать новую экспозицию «Средневековая лаборатория», где будут проходить занятия.
Так что к будущей весне всех позовем – и школьников, и педагогов. А вообще,
не ждите – приходите сейчас в залы, где четыреста прошедших лет взирают на вас
с музейных портретов оценивающе и взыскательно.
Мэр г.Балтимора вручает Татьяне Гафар свидетельство Почетного гражданина города
Татьяна Гафар – искусствовед,
ухитрилась родиться в день, известный теперь как Международный день музеев.
Окончила Институт живописи,
скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
(Академия художеств) в Санкт-Петербурге.
Член Союза художников России,
заместитель директора по научной работе
Волгоградского музея изобразительных искусств,
доцент Института художественного образования
при Волгоградском государственном педагогическом университете.
Автор более 40 статей, куратор десятка экспозиций,
участник различных музейных и педагогических конференций,
лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации 2004»,
выпускница программы «Открытый мир» Библиотеки Конгресса США, автор проекта
победителя
на Всероссийском конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2005 году.
Почетный гражданин города Балтимора.
В трудных ситуациях старается найти выход,
руководствуясь одним из принципов даосизма:
«Делай не то – и получится то».
Леонид ТОПРОВЕР
Опубликовано: 2005-06-09
|