Cказка начинается с запаха апельсиновых корочек...
В одном маленьком, но симпатичном городке давным-давно поселился добрый Волшебник.
Глядя на него, едва ли угадаешь, сколько лет он прожил на свете…
Как и полагается чародею, он носит длинные седые волосы и разговаривает тихим
голосом с неповторимой интонацией. Встретив на улице эту таинственную фигуру,
вы бы обязательно догадались, чем он занимается, и попросили бы исполнить три
заветных желания…
Но в Калаче-на-Дону настолько привыкли к Волшебнику, что называют его «дядей
Сашей». Конечно же, его знает все население городка (а это 27 тыс. человек).
Каждое воскресенье и по праздникам в гостях у дяди Саши собираются малыши. Когда
дом наполняется веселыми ребятишками до отказа, выходит хозяин и развлекает
их рассказами о чудесах и превращениях. Слушая его, дети забывают обо всем на
свете. Волшебник оглядывает притихших ребят и произносит: «Усаживайтесь поудобнее
и слушайте внимательно!». Как только его последнее слово растворяется в воздухе,
под потолком появляется облачко дыма, и в комнате распространяется запах апельсиновых
корочек (а может, это только кажется?). На стене неожиданно вспыхивает свет,
пестрые картонки и тряпочки, которые до этого украшали ее, оказываются сценой
и декорациями. Неизвестно откуда вываливаются смешные человечки и пронзительным
голосом объявляют начало кукольного представления…
А вечером в сказочный дом спешат взрослые и солидные люди, некоторые из них
проезжают сотни километров, чтобы попасть к Волшебнику в гости. Для вечерних
посетителей отведена особая, крохотная комната, в которую пускают не больше
пяти человек. Стоит только переступить ее порог, как гость попадает в прошлое…
Настенная лампа освещает помещение мягким розовым светом. В полутьме едва видны
стены, украшенные картинами в необычных рамках, старинными фотографиями, грозным
мечом и часами с маятником, каких уже давно не делают. Стрелки вращаются в обратном
направлении. Посетителей усаживают на диван, перед ними оказывается шаткий стол,
а сразу за ним – загадочное сооружение с большой полочкой. Чего на ней только
нет: кудрявые ракушки, шкатулки, изящные коробочки и другие безделушки.
Сказочник тихонько открывает музыкальную шкатулку и начинает рассказывать истории,
которые когда-то написали Жюль Верн, Гофман, Рэй Бредбери, Шарль Перро и др.
В его руках появляются куклы – петрушки, которые изображают героев сказки, очаровательный
кораблик, точеная каретка, величественный трон и другие вещицы. Сооружение служит
ему сценой и ширмой одновременно. Постепенно рассказчик растворяется в воздухе,
его ненавязчивый голос и умелые руки увлекают зрителей в поэтический мир сказок.
Что и говорить, 3-часовой сеанс пролетает для них словно несколько минут… Взрослые
неохотно покидают чудесную комнату, которая возвращает им утраченное очарование
жизни. Проводив благодарных зрителей, Сказочник покидает кукольный театр «Волшебный
фонарь» и отправляется домой, в обычное человеческое жилье.
Калачевская Джоконда
Зрителей не выгонишь!
Великий Маг и Волшебник Александр Рукосуев 36 лет назад сделал царский подарок
калачевским детям: создал кукольный театр. Так в жизнь людей провинциального
городка вошла Сказка. Ни сам режиссер Рукосуев, ни его актеры не имеют театрального
образования. Они ставят свои спектакли интуитивно, просто предполагая, что может
рассмешить или напугать детей.
– Другие так не покажут, – говорит Александр Георгиевич, – в институтах и училищах
актеров обучают одним и тем же приемам, а мы изобретаем свои…
Куклы, декорации, дымок и запах апельсиновых корочек они также создали своими
руками, но так интересно и непосредственно, что человек, однажды посетив их
театр, непременно захочет вернуться. На детских спектаклях мам, пап, бабушек
и дедушек обычно не меньше, чем малышей.
– Их не выгонишь после представления, – смеется вахтерша Юля.
Совсем другое дело – вечерние сеансы для взрослых. «Театр одного актера» – так
называются спектакли для 3–5 человек. Наравне с произведениями Жюля Верна и
Александра Грина ставят … «Красную Шапочку». Александр Рукосуев утверждает,
что ее нельзя показывать детям, автор вкладывал в это произведение совсем иной
смысл. Произнося это, Александр сбивается на текст сказки: «Увы! Волк чем кажется
нежней, тем он коварней и страшней!..».
Рассказчик совершает чудо – взрослые, деловые, уставшие от жизни люди возвращаются
в детство. Они снова переживают те ощущения, которые когда-то заставляли их
прятаться под одеяло, когда в темной комнате оживали старые вещи, а в шифоньере
перешептывались шуршунчики… Да, актер должен обладать немалым умением, чтобы
доставить людям такое удовольствие.
– Театр нельзя назвать «маленьким»: либо он есть, либо его нет! – заявляет Рукосуев.
Кстати, декорации в комнате – опять же дело рук Александра и его помощников.
На грозный меч, который искусно сделали из… железной линейки, пришлось получить
разрешение, как на холодное оружие!
А еще у Александра Рукосуева есть своя тайна: несколько лет назад он договорился
с местной прессой и почтой. Газеты написали, что каждый ребенок может прислать
доброму Сказочнику письмо и обязательно получит ответ, а почтальоны стали носить
конверты, адресованные повелителю сказок, в театр. Раньше дети писали часто,
рассказывали о бедах и огорчениях, причем ничего не просили. На эти письма отвечал
Рукосуев или его актеры, советовали, как поступить… Теперь дети пишут о том,
что все трудней просить деньги на конверт, и письма приходят все реже…
Волшебник собственной персоной
Как Калач «оФОНАРел»
А начиналось все со школьного кружка, который Александр Рукосуев вел после
работы. Сам Александр Георгиевич родился в г. Павлов и с детства увлекался не
конструктором и машинами, а куклами. Но учиться пошел в художественное училище,
где получил специальность гравера. Спустя несколько лет после окончания училища
Александр оказался в Калаче-на-Дону и устроился оформителем на судостроительный
завод. Творческая душа не терпит однообразия, и после работы он стал забегать
в школу, где устроил кружок кукольного театра. Первое занятие с детьми состоялось
8 сентября 1968 года. С этого дня и началась история «Волшебного фонаря».
Из школьных коридоров театр перебрался в Дом пионеров, зрителей становилось
все больше – это был показатель качества. Спустя несколько лет «Фонарь» посетила
комиссия из Волгограда, которая долго удивлялась мастерству и оригинальности
представлений, и наградила кружок статусом профессионального муниципального
театра. К тому времени актеры уже не могли развернуться в полную силу на сцене
Дома пионеров, а зрители не вмещались в зал. Театр перебрался в новое здание
и… вскоре обнаружил, что перерос и это помещение. Александр Рукосуев с трудом
выпросил заброшенное здание кафе, которое местные жители растаскивали по кирпичикам.
Но грянула перестройка, и ремонт отложили до лучших времен. Каждую неделю работники
театра забивали картонками дверные и оконные проемы своего здания, но бомжи
и наркоманы их отковыривали. Актеры выгребали кульки с клеем, шприцы, а режиссер
обивал пороги властей, чтобы получить средства на возрождение театра.
Их труды были вознаграждены. «Фонарь» по-прежнему полон гостей, иногда даже
столичных. Много лет цена на спектакли остается прежней, чтобы любой ребенок,
даже из самой бедной семьи, мог посетить представление. Театр своими силами
(поскольку средств на него не выделяют) справляется с нуждами, ремонтом и мечтает
о большем помещении…
Эти люди уже 36 лет играют в куклы
Инна Котлярова
Опубликовано: 2004-02-04
|